В образовательной работе детского сада большое значение имеет координация работы воспитателей групп, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности. Их взаимодействие в работе, совместное творчество обеспечивает интеграцию разных образовательных областей, позволяет сделать тематические недели в детском саду яркими, интересными, разнообразными.
Мы представляем планирование мероприятий тематической недели “Масленица” и конспекты проведения итоговых мероприятий – развлечение “Масленица” и коллективная работа по ручному труду “Веселый праздник Масленица” в подготовительной к школе группе.
- Беседа о весне, русских народных традициях, Масленице.
- Разучивание песен, частушек, обрядовых песен, народных игр “Путаница”, “Плетень”.
Разучивание припевки:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
- Знакомство с картиной Б. Кустадиева “Масленица”.
- Лепка и роспись фигурок персонажей по мотивам дымковской игрушки.
- Слушание музыки Н. Римского-Корсакова из оперы “Снегурочка”.
Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе “Масленица”.
Цель. Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями. Развивать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры. Развивать познавательные способности детей.
Зал празднично убран в русском народном стиле.
Самовар, блюда с блинами, русские платки, балалайки, русские гармошки, ложки.
Звучит русская народная мелодия, дети проходят в зал.
1-й Скоморох.
Все, все, все на праздник!
Масленицу встречаем, зиму провожаем!
Весну закликаем!
2-й Скоморох.
Сам не зайдешь – соседу достанется!
1-й Скоморох.
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й Скоморох.
Спешите скорей, спешите скорей,
Нет праздника нашего веселей!
Ведущий.
Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
И так, Масленицу начинаем!
В избе взрослые и дети доделывают чучело Масленицы (одевают, прикалывают косу).
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая.
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!
Хоровод “Масленица”.
1 ребенок.
Ай-да, зимушка-зима,
Зима славная была,
Но пришла пора проститься,
Да с весною подружиться.
2 ребенок.
Зима-ледяна,
Зима-студяна,
Пришла и твоя пора
Уходить со двора.
3 ребенок.
Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело и дружно.
Звучит музыка, в зал входит Ерофей.
Дед.
Ой Ой! Как много вас,
Да все румяные, улыбчивые,
А вот звать-то вас как?
И не знаю!
А ну, называйте себя по имени
Да пошумней, чтоб слыхать было! (Дети отвечают).
Дед поет частушки:
А я дед Ерофей
Износил сто пар лаптей.
Только пару сапог до сих пор сносить не смог.
Шила баба мне кафтан
Из овчины латки.
Поменял я тот кафтан
На три шоколадки. (Танцует).
Ведущий.
Наши детки тоже знают частушки.
Исполняются частушки.
Ведущий.
Дедушка Ерофей, а что привело тебя к нам в сад?
Дед Ерофей.
Как что? Да ведь Масленица,
В среду все блины пекут.
Среду – лакомкой зовут.
А где же ваши блины?
Ведущий.
Пекутся, дедушка, пекутся.
Давай с нами Масленицу встречать!
Дед Ерофей.
Пришел Прохор да Влас –
Никак скоро весна у нас!
4 ребенок.
Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько:
С блинами, с караваями,
С вареничками.
5 ребенок.
С сыром, маслом, калачом,
И с печеным яйцом!
Мы ее встречаем,
Весело песней зазываем.
Исполняется песня “Вставала я ранешенько”.
Ведущая.
Ребята, а куда дедушка Ерофей подевался?
Наверно на базар умчался?
Под музыку появляется Коробейник с коробом.
Коробейник.
Эй, народ, налетай,
Мой товар покупай.
Кому продаю,
А кому и так даю!
Ведущий.
А кому задаром ты отдашь товары?
Коробейник.
А тому, кто самый ловкий,
Кто покажет здесь сноровку.
Проводятся игры “Путаница”, “Плетень”.
Звучит русская народная мелодия “Коробейники”.
Заходят Матрешки.
1 Матрешка.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами наедаемся.
2 Матрешка.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот вам блинчиков гора,
Ешьте – с пылу, с жару!
Все румяны, да красивы.
Приглашают всех пить чай с блинами.
Конспект коллективной работы по ручному труду “Веселый праздник Масленица”.
Цель. Учить детей располагать на больших листах бумаги предметы, фигуры персонажей, соотносить их по размеру. Передавать сюжет праздничного события: яркие костюмы персонажей, украшенные санки, карусели. Развивать воображение и фантазию.
Материал. Фантики от конфет, клей, кисточки для клея, салфетки, вырезанные из картона лица людей ( детей и взрослых). Воспитатель заранее тонирует лист бумаги для коллективной работы. Линия горизонта, разделяющая небо и землю. Верхняя часть листа тонируется пастельными цветами. Другая часть листа (земля) будет заполняться поделками детей.
Воспитатель напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети. - - ---
- Вспомните как хорошо на картине Б Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани.
Звучит запись – шуршание бумаги.
- Что это за звуки? Может, вы догадаетесь?
Дети. Похоже на то, как шуршит бумага.
Воспитатель. Точно! Посмотрите здесь у нас красивая коробка. Давайте, откроем? (Открывает коробку). Вот откуда слышался шорох! Это разноцветные фантики хотят нас о чем-то попросить. Здесь и записка есть. (Читает записку)
“Дорогие наши спасатели – ребята из подготовительной группы! Когда-то мы служили одеждой для вкусных конфет в замечательной сладкой стране. На одном из праздников наших хрустящих подружек съели, а нас таких нарядных и изящных, бросили в темную коробку и забыли. Но мы можем пригодиться вашей удивительной стране – Умелые руки. Выпустите нас на волю и помогите нам, юные умельцы! С надеждой на спасение, ваши фантики”.
Воспитатель. Как вы думаете, пригодятся нам фантики?
Дети: да, пригодятся. (Высказываются предложения, как могут быть использованы фантики).
Воспитатель. У меня тоже есть предложение. Давайте смастерим из конфетных оберток веселых человечков, которые веселятся на празднике Масленица.
Воспитатель и дети договариваются о том, какие смешные и веселые фигурки можно сделать из фантиков.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей стать “моделью”. Начинается коллективное обсуждение, что есть у человека (голова, туловище, руки, ноги…)
Далее воспитатель проводит игру “Сделай, как я”. Ребенок показывает разнообразные движения (ходьба, бег, танцевальные и другие движения), а остальные дети повторяют за ним.
Воспитатель приглашает рассмотреть приготовленный большой лист бумаги: дети, а кого и чего здесь не хватает для начала праздника?
Дети перечисляют взрослых, детей, лошадей, сани и т. д.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Давайте разделимся на группы по человека.
Следующий этап работы проходит за столами, на которых на каждого ребенка весь необходимый материал.
- Теперь наступает самый интересный момент в нашей работе. Складываем из разноцветных фантиков “карамельных” человечков. В зависимости от того, как вы расположите части его тела, он способен на нашей картине “бежать”, “подпрыгнуть”, “сидеть в санях” и даже “танцевать”. Дети принимаются за работу, придумывают своего “карамельного” человечка. Ребенок, который выполнил свою поделку, идет и наклеивает ее на общий лист бумаги. И так каждый ребенок. Воспитатель помогает, если есть затруднения в расположении.
По окончании работы идет обсуждение, как интересно было всем вместе делать большое панно, насколько оно получилось веселое, радостное и яркое.
- Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.
Воспитатель приносит поднос с бубликами, баранками, конфетами, угощает детей.