Класс 7
Цели урока:
образовательная:
- обобщить и закрепить знания по теме "Причастие",
- повторить грамматические признаки самостоятельных частей речи, закрепить навыки по теме "Причастие" с помощью упражнений и работы с текстом;
воспитательная:
- способствовать развитию у детей интереса к изучению русского языка;
- работа по развитию речи: умение использовать причастия в речи.
Оформление: презентация к уроку (либо плакаты), репродукция картины К.Маковского "Дети, убегающие от грозы"; раздаточный материал (задания на карточках и текст, размноженный по количеству детей).
Ход урока
1. Организацонный момент.
Учитель: Ребята, я знаю, как вы любите путешествовать, в сентябре вы были на Бородинском поле, недавно в музеях Александровской слободы; сегодня я вас тоже приглашаю в путешествие по музею, тем более, что к этому событию мы готовились вместе, каждый по-своему, никто не бездельничал
(Заранее учащиеся класса разделились на три группы):
1) экскурсоводы (готовят заранее рассказ по теме и вопросы учащимся)
2) посетители музея
3) эксперты.
Итак, я приглашаю вас в музей МОРФОЛОГИИ.(Презентация; 1 слайд) Моя роль сегодня скромная - я директор, а вас встречают экскурсоводы и приглашают в первый зал необычного музея.
2. Повторение ранее изученного.
Знакомство с экспонатами 1 зала музея. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
1 экскурсовод: Мы входим в святая святых русского языка - зал, где представлены все части речи нашего могучего, богатого русского языка. Все они объединены благодаря науке морфологии, изучающей части речи, их категории и формы. Н.М.Карамзин верно подметил: "Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя."
Самый первый стенд музея посвящен ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ как самой представительной, самой значимой части речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Стало быть, имя существительное появилось в речи раньше других частей речи.
(Презентация; 2 слайд). Это и понятно, человек с рожденья жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все, что его окружает.
2 экскурсовод. Во многих грамматиках: французской, немецкой, итальянской, русской имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского слова "субстантивум", которое значит "сущность, существо". Языковеды древнего мира считали, что слова, называющие предметы, имеют дело как раз с самой сущностью мира.
Она и самая ведущая часть речи в грамматике.
- Перечислите все грамматические признаки имени существительного.
Как вы думаете, можно высказать мысль, используя только существительные. Оказывается можно. Вот стихотворение, которое состоит из одних только существительных, а нам все понятно.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
3 экскурсовод. (Презентация; 3 слайд). Рядом с существительным стенд "Имя прилагательное". Уже в самом названии содержится намек на то, что оно должно к чему-то присоединяться. С греческого языка дословный перевод прилагательного - эпитет. Что такое эпитет?
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых грез нетерпеливо ждет:(А.К. Толстой)
Найдите эпитеты в данных строках.
4 экскурсовод. Ребята! Назовите грамматические признаки имен прилагательных.
Совершенно верно, имена прилагательные имеют особенность: они меняют род, как хамелеоны или осьминоги меняют цвет своего тела.
Имена прилагательные могут определить характер любого существительного, отобрать самые важные признаки.
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные,стозвонные
Чтоб, добрые, да ладныеСветили, словно солнышко
Да грели бы лучистые
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие. (В.Выркин)
Здесь рядом где-то и местоимение. Вот слышите его голос!
Девочка:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
5 экскурсовод. Ну, мы и не спорим! Мы полностью согласны!
6 экскурсовод.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен!
(Чисел в русском языке бесконечное множество, а "счетных слов" не так уж и много)
5 экскурсовод. А вот и глагол! По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Он настоящий богач: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог - ни у кого нет столько форм.
Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласоваться с именами, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения, вот и берет он взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними подружиться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами, ведь он такой интересный в общении. Известный русский лингвист Пешковский утверждал, что "глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены".
3. Повторение по теме "Причастие". (Презентация; 4 слайд)
- Чтобы перейти в следующий зал, надо ответить на вопрос.
На доске: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.
Вопрос экскурсовода: На словах какой части речи построено это высказывание о языке?
Посетитель: На причастиях
На доске: Причастие (Приложение №1; 5 слайд)
1 экскурсовод. Чтобы лучше почувствовать атмосферу этого зала, скажите, какие значимые части составляют исторически это слово?
Посетитель: Приставка "при" - в значении присоединения
Корень "часть" - часть чего-либо к чему-либо
Посетитель. Причастие есть и в церкви - главное таинство, приобщение к светлому, святому.
1 экскурсовод. Это не случайно. Причастие и появилось в эпоху принятия христианства на Руси.
Причастие очень интересно, оно причастно и к глаголу, и к прилагательному. В.И. Даль сказал: " Причастие - это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".
2 экскурсовод. Уважаемые посетители, ответьте, на чем основана связь причастия и глагола?
Посетитель: Как прилагательное причастие изменяется по родам, числам, падежам, согласуется с существительным и отвечает на вопрос: какой? какая? какое? В предложении является определением.
Посетитель: Как глагол причастие имеет время (прошедшее и настоящее); вид (совершенный и несовершенный); категорию возвратности; причастие, подобно глаголу, способно иметь при себе зависимое существительное или наречие (поющие в терновнике; играющий на гитаре; растаявший быстро).
3 экскурсовод. А я вас приглашаю в следующий зал нашего музея и предлагаю сказку о том, как появились причастия.
На доске суффиксы:
-УЩ ,- ЮЩ -ВШ -АЩ, -ЯЩ -Ш
(Презентация; 6 слайд)
Жили-были на свете одинокие суффиксы - ущ- -ющ- -ащ- -ящ- -вш- -ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своей беде.
Отвечает им Глагол: "Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть - основу.
- Спасибо! - в голос ответили суффиксы и тут же присоединились к основам - получились некрасивые неоконченные слова. Опять заплакали суффиксы. Но тут им встретился добрый волшебник Прилагательное, и согласился им помочь.
- Возьмите мои окончания, они вам помогут. Так появились причастия.
1 экскурсовод. - Как все эти суффиксы, участвовавшие в сказке, объединить?
Посетитель: Они все образуют действительные причастия, слева- настоящего времени, справа - прошедшего.
1 экскурсовод. -От чего зависит правописание данных суффиксов?
2 экскурсовод. А каких суффиксов не было в сказке и почему?
Посетитель: - енн- -нн- и -т- - суффиксы страдательного причастия. Наверно, потому, что они появились гораздо позже в языке.
3 экскурсовод. А что вы знаете о суффиксе -т-?
Посетитель: Причастий, образованных с помощью этого суффикса совсем немного, и все они образованы давно, новых слов он не образует.
4. Закрепление навыка правописания суффиксов причастий
4 экскурсовод. Ребята, я вижу, что у вас хорошие знания по теме "Причастие", а теперь покажите, а такие же хорошие навыки у вас в правописании причастий. Докажите, когда нужно писать тот или иной суффикс и от чего это зависит. (карточка №1)
Карточка № 1 Задание: вставить пропущенные буквы.
Передава:мая научная информация; аппарат, управля:мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ: ая на Луну; посадка станции, произвед:ая автоматически, возвраща:мый аппарат; фотографии, получ:ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установл:ые на аппарате, посыла:мом на Луну; выполне:ая программа исследования.
Зал "Употребление причастий"
Экскурсовод. Этот зал музея рассказывает об употреблении причастий в речи. Как вы знаете, они редки в разговорной речи. В этом зале вы видите картину К. Маковского "Дети, убегающие от грозы". Сюжет вам понятен? Ребята, вы хотите помочь детям спасти их? Тогда вам необходимо как можно скорее в тексте, составленном на основе этого сюжета исправить ошибки: вставить причастия в предложения, завершить этот текст, чтобы он стал более ярким и полным. Это поможет детям уберечься от надвигающейся грозы. А вы на примере узнаете как нужны причастия в речи. (стр. 91).
Текст:
На картине Маковского изображена (приближающаяся, надвигающаяся) гроза.
На (потемневшем) небе большая серая туча. Она закрыла почти все небо. Солнца не видно.
(Усиливающийся, налетевший, набежавший) ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь (видневшуюся, желтевшую вдали, расстилающийся золотым ковром).
Перед нами (испуганные) крестьянские ребятишки (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами.
У девочки в (подвязанном у пояса) переднике много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка (крепко обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от нее. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая (сверкающая) молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике (слегка, прогнувшемся под тяжестью детей). Вот-вот разразится гроза.
Выступление экспертной группы, которая подводит итоги посещения музея: оценивает работу экскурсоводов, оценивает письменные работы посетителей, оглашает результаты, читает лучшую работу с текстом.
Директор. Посетители музея выполняют работу и сдают экспертам музея. Ребята, спасибо, что сегодня вы посетили наш музей. Я надеюсь, что экскурсия была интересной и полезной. Хочу заметить, что сегодня вы побывали еще не во всех залах музея. У нас готовятся к открытию зал Наречия и залы Служебных частей речи. Так что ждем вас еще.