Цели:
- знакомство с частью речи - наречием;
- расширение представлений о значениях и структуре словосочетаний;
- развитие речи обучающихся;
- развитие целостного мышления у школьников;
- расширение кругозора.
Оборудование: карточки с напечатанным текстом, таблица.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Введение в тему урока.
- Какие части речи вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся и исследуем новую часть речи - наречие.
- Слышали ли вы раньше об этой части речи?
3. Момент аттракции.
- Послушайте текст, опишите картины, которые вы представляете в своем воображении.
(Учитель читает, дети следят по карточкам)
"Тихо падает снежок. Чисто и нарядно стало на улицах родного города. На площадях гордо и величественно возвышаются лесные красавицы. Ярко сверкают на них разноцветные лампочки. Празднично украшены деревья, дома, улицы. Красочно блестят витрины магазинов.
Скоро наступит Новый год! Тепло и радостно становится на душе!
Счастья тебе и благополучия, мой родной город!"
4. Объяснение нового материала.
- Какие картины вы нарисовали к услышанному тексту?
- Какие слова помогли более ясно, точнее пояснить действие, чтобы вы поняли как, где и когда это происходит? (тихо, чисто, празднично:.)
- Вы, ребята, назвали НАРЕЧИЯ.
- Что обозначает само слово "наречие"? Обратимся к словарю Ожегова.
Слово имеет два значения:
- НАРЕЧИЕ: совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка.
- НАРЕЧИЕ: В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого признака "качества, свойства", реже - предмета, например: ясно, громко, здесь, всегда, домой, ночью, всмятку.
5. Исследование наречия, как части речи. (Работа с текстом и таблицей)
Выписывание словосочетаний:
падает (как?) тихо,
стало (как?) чисто и нарядно:
- Какая часть речи является главным словом в словосочетании? (глагол)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
(Таблица заполняется по ходу исследования)
На какие вопросы отвечают наречия? | Что обозначает наречие? | Изменяется ли наречие? | Роль наречия в предложении и в речи. |
Когда? Как? | Признак действия | Не изменяется | В предложении является
обстоятельством. В речи - украшает речь, делает ее понятной и точной. |
- Выпишите из текста предложение:
Весело и празднично блестят витрины магазинов.
- Найдите главные члены предложения.
- Измените предложение так, чтобы подлежащее было выражено именем существительным в единственном числе. Запишите его.
Весело и празднично блестит витрина магазина.
- Посмотрите, какие члены предложения не изменили свою форму? Какой частью речи они является?
- Какой можно сделать вывод?
Наречие не изменяется по числам.
- Измените предложение так, чтобы сказуемое было в прошедшем времени.
- Измените предложение так, чтобы сказуемое было в будущем времени времени.
Весело и празднично блестели витрины магазинов.
Весело и празднично заблестят витрины магазинов.
- Какой можно сделать вывод?
Наречие не изменяется по временам.
Работа с карточками.
: светил фонарь. : светило солнце.
: светила лампочка.
- В каком времени сказуемые в этом предложении?
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам)
- Подберите признак действия так, чтобы он подходил по смыслу сразу к трем предложениям. (например: ярко)
- Какой можно сделать вывод?
Наречие не изменяется по родам
НАРЕЧИЕ - НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.
- Каким членом предложения являются наречия?
- Синтаксический разбор предложения:
Весело танцуют и поют дети у новогодней ёлки.
В предложении наречие является обстоятельством.
- Давайте выясним, какую роль играют наречия в нашей речи. Вычеркните в тексте все наречия. (на карточке). Прочитайте текст без наречий.
- Что случилось с текстом? Понравился ли он вам? (Стал неинтересным, не эмоциональным, а некоторых местах и непонятным)
- Для чего нужны наречия в нашей речи?
Наречия украшают нашу речь, делают ее точной и понятной.
6. Подведение итогов урока.