Одной из важнейших проблем современного спорта является повышение работоспособности спортсменов. Работоспособность человека в процессе выполнения многодневных физических нагрузок определяется взаимным гармоничным соотношением процессов утомления и восстановления. Скорость восстановления работоспособности после физических нагрузок - один из критериев оценки тренированности человека и его состояния здоровья. В настоящее время эту проблему нельзя решить только совершенствованием методов тренировки, увеличением объёма и интенсивности нагрузок. Их дальнейшее повышение может отрицательно сказаться на здоровье и функциональном состоянии спортсменов, привести к перетренированности. В современном спорте проблема восстановления так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объёма и интенсивности нагрузок. Нередко тренировочные нагрузки проводятся на фоне хронического утомления. Частые физические перегрузки чреваты перенапряжением опорно-двигательного аппарата и предпаталогическими состояниями. Это имеет место в тех случаях, когда организация тренировочного процесса не отвечает научным требованиям и нагрузки не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена. Рациональное использование человеком различных восстановительных средств позволяет не только избежать нежелательных перегрузок и переутомления, но и повысить эффективность его учебной и профессиональной деятельности. Всё перечисленное выше очень полно характеризует состояние учащихся и студентов Училища олимпийского резерва, которые обучаются по специальности "Педагог по физической культуре и спорту" и профессионально занимаются избранным видом спорта. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы восстановления студента-спортсмена как составной части и учебного, и тренировочного процесса. В этой связи методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение. Активное воздействие на восстановительные процессы - не менее важная задача физической подготовки и спорта, чем адекватные тренировочные воздействия. Нагрузка и восстановление рассматриваются как две стороны одного процесса повышения физической работоспособности человека. Все применяемые средства восстановления разделяются и систематизируются на три большие раздела: педагогические, психологические и медико-биологические. В сложный комплекс восстановительных мероприятий входят самые разнообразные средства: физиопроцедуры, гидропроцедуры, массаж, аутогенная тренировка, питание, фармакологические средства и др. Умелое сочетание всех средств восстановления на различных этапах учебно-тренировочного процесса является залогом его эффективности и даёт возможность избежать неблагоприятных последствий тренировочных нагрузок.
Выявив, на наш взгляд, проблемы современного спорта, была начата работа над информационным проектом "Скажем "Да!" экотуризму". Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся-студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся-студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, конференция).
С точки зрения модернизации образования, проектная деятельность учащихся как технология, базирующаяся на процессах проектирования, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный, нестандартный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении - знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения обучающимися учебного материала в процессе выполнения проектов. Обучающиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате обучающиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?" или "Что надо узнать из того, что раньше не было известно?". Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
- Обоснование темы;
- Постановка целей и задач
- Определение объекта и предмета исследования
- Разработка гипотезы исследования
- Непосредственно исследования
- Результаты
- Оценка полученных результатов и выводы.
Вопросам восстановления в спорте посвящены многочисленные исследования. В последнее время актуально изучение закономерностей восстановительных процессов, характера утомления и методов, повышающих эффективность восстановления и активного отдыха. Средства восстановления делят на три группы: педагогические, медико-биологические, психологические. Безусловно, число средств восстановления, используемых в спорте, значительно больше, чем рассмотрено выше. Решив изучать средства восстановления постепенно, мы начали с первой группы - педагогических средств восстановления. К педагогическим средствам восстановления относят использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т.д. И.М.Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе. Механизм действия активного отдыха объясняется нервно-рефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время активного отдыха в коре больших полушарий устраняется торможение, возникающее в результате работы, через некоторое время к этим изменениям присоединяется сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц). Преимущество активного отдыха перед пассивным при различных режимах мышечной деятельности было подтверждено исследованиями ряда учёных (М.Е.Маршак, В.В.Розенблат, Н.В.Зимкин и др.) Таким образом, восстановление в условиях активного отдыха обусловливается действием нервных и сосудистых механизмов. Но это тема следующего проекта (исследования). Изучая педагогические средства восстановления, мы пришли к выводу, что они определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:
- рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микроциклов и макроциклов, широкое использование переключений, чёткую организацию работы и отдыха;
- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);
- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;
- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;
- разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.
Работая над проектом "Скажем "Да!" экотуризму", определили методологическую основу исследования.
Тема исследования: "Внедрение экологического туризма в среде учащихся-студентов УОР как средства активного отдыха и восстановления активности спортсменов".
Объект исследования: Экотуризм как одно из направлений, связанных с формированием здорового образа жизни и средство активного отдыха и восстановления активности спортсменов.
Предмет исследования: Долина ста источников - Шумак как маршрут экологического туризма.
Цель работы: Установить возможность использования долины ста источников Шумак, как маршрут экологического туризма и средство активного отдыха для восстановления активности спортсменов.
Задачи исследования:
- Определить понятие "экотуризм", туризм как средство активного отдыха спортсменов
- Исследовать источники информации о Шумаке
- Изучить географическое положение района исследования - маршрут долины источников Шумак
- Провести соцопрос среди учащихся и студентов УОР
- Создать видеоролик маршрута, памятку
- Провести рекламу видеоролика среди учащейся молодёжи города и молодёжи, занимающейся спортом.
Проблема: Установить возможность использования долины ста источников Шумак как маршрут экотуризма и активного отдыха спортсменов.
Методы исследования: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (метод анализа источников), социологический опрос. Подготовлена презентация и видеоролик.
Социологический опрос был проведён среди учащихся и студентов ОГСПОКУ УОР г.Ангарска по вопросам: " Вы когда-нибудь были туристом?" - "Да" ответили 40 человек из 45. " Что такое экотуризм?" - Имеют смутное представление об экотуризме 12 человек. " Знаете ли вы о Шумаке?" - о Шумаке слышали 15 человек, побывали на Шумаке 4 человека, остальные 26 из опрошенных не знают о Шумаке.
Идеи экотуризма не новы: они встречаются в буддийских и философских учениях, в трудах Торо, Мьюира и др.(США), концепция "экотуризма" возникла в 70-е годы 20 века. В 1983г. - термин "экотуризм" был предложен экономистом-экологом H. Ceballos-Lascurian (Мексика). "Экотуризм - это путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью оздоровления, изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природе". Также рассмотрели туризм как активную форму отдыха. Туризм как форма активного отдыха полезен каждому ребенку, взрослому, спортсмену. Мало сказать, полезен - он необходим каждой развивающейся личности. Активный туризм - это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться о тех, кто рядом. Для спортсменов туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой. А для тренеров-преподавателей туризм - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников, активнее повлиять на их развитие, средство восстановления, использование переключений, чёткая организация работы и отдыха. Туристская работа очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные, велосипедные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, и т.д. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят, также как и в спортивной секции. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы, учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у туристов развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником. Район, где проходит поход, предварительно изучается. Как шло здесь формирование горных пород, какие происходили при этом геологические процессы, как и почему в различные геологические эпохи менялся климат, когда и какие появлялись здесь растения и животные, как происходила их эволюция. Как и благодаря чему сформировался современный рельеф, животный и растительный мир. А это вопросы, характеризующие экологический туризм. Спортивное содержание туристского похода состоит в преодолении туристами собственными силами и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также трудностей и лишений походной жизни, т.е. это та же физическая нагрузка. Это преодоление (физическая нагрузка) должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным; оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия. В целом самодеятельный экологический туризм дает: 1) радостные переживания (эмоциональность); 2) любопытную, полезную информацию (познавательность); 3) укрепление здоровья; 4) физическое развитие; 5) яркие впечатления (восприятие); 6) разного рода полезные умения, навыки. А самое главное, туризм выступает как средство восстановления активности спортсмена.
Далее, работая над проектом, приступили к изучению маршрута в долину минеральных источников Шумак. Местоположение долины Шумак. Восточный Саян (северные и восточные районы Саянского нагорья) - один из самых красивых районов юга Сибири. Территория Саян, занимающая площадь около 250 тыс. кв.км, считается одной из наиболее труднопроходимых и малонаселенных в Сибири.
Тункинские Альпы представляют собой величественную гряду гор, замыкающую с востока огромный массив Восточного Саяна с альпийскими формами рельефа, поднимающийся, словно стрела, над широкой степной Тункинской долиной. Тункинские Альпы простираются с северо-востока на юго-запад, их восточная оконечность лежит в 60 км от озера Байкал. Западная - в районе озера Хабсугул в Монголии. Длина хребта около 200 км. Средняя ширина - 30-50 км. Хребет образует водораздел рек Китой и Иркут. В горной системе Восточного Саяна расположена Тункинская долина. Это уникальное место, где сосредоточены выходы на поверхность различных минеральных источников Хонгор-Уула, Халун-Угун и в поселках Аршан, Ниловка, Жемчуг. Но наиболее удивительным и уникальным местом являются Шумакские минеральные источники, расположенные на высоте около 1600 метров. Чтобы попасть в долину источников, надо преодолеть пешком более 70км. Долина ста источников - Шумак. О силе лечебных вод шумакских аршанов слагаются легенды. Здесь незрячий начинает видеть, а пришедший на костылях уходит обратно без них. Так и закрепилось за долиной Шумака второе название - долина ста источников или источники от ста болезней. Одна из легенд рассказывает об удивительном случае, когда охотник из племени сойотов, преследуя несколько дней раненого им стрелой оленя, наконец, настиг его в узкой горной долине. Он ожидал увидеть обессиленного от раны и непрерывного преследования зверя, но увидел оленя, встающего из грязи совершенно здоровым и полным сил и мощи. Заинтересовавшись свойствами этой грязи, охотник обратил внимание на источники, расположенные вблизи этого места. Так появилось первое свидетельство о целебной силе Шумака. К чудодейственным источникам потянулись охотники, затем местные жители. Случаи исцеления и прилива сил после непродолжительного пребывания в долине были налицо, благодаря этому Шумакская долина у местного населения приобрела со временем статус священной, туда стали ходить не только лечиться, но и молиться о здоровье и благополучии рода. Строгие правила предписывали всем посещающим долину даже пальцем не трогать лунки источников. Воду аккуратно черпали ложками, не углубляя дна. Для каждого источника делали специально стакан из березовой коры и оставляли его рядом, чтобы каждый пил и обратно клал. Категорически запрещалось мусорить и использовать мыло на источниках. На камнях у основных источников были сделаны короткие надписи на монгольском и бурятском языках: "сердце", "зубы", "желудок", "глаза". Источники долины реки Шумак представляют собой небольшие углубления в почве, наполненные различающейся по вкусу и температуре водой. Температура её в источниках колеблется от +10 до +35°С. Содержание углекислоты 0,2-0,5 г/л, максимум - 0,63. Тип воды: термальная, углекислая, гидрокарбонатная, магниево-кальциевая. Самое ценное в водах Шумака - это радон, содержание его в главном аршане, над которым построен домик (температура воды - чуть выше 30 градусов, имеет повышенную радиоактивность (до 350 эман (Е) - внесистемная единица концентрации радиоактивных веществ (для сравнения: знаменитая Нилова Пустынь - до 80-90 эман). 1 Е равен концентрации радиоактивного вещества, имеющего активность 10-10 кюри на 1 л раствора)). О воздействии радона на организм человека в специальной литературе дана достаточно обширная информация. Подготовлена "Памятка".Работая над проектом "Скажем "Да!" экотуризму", выявили ряд вопросов для дальнейшей проработки проекта: это питание в условиях учебно-тренировочного сбора, это влияние условий среднегорья на организм спортсмена и др. Кроме этого, выяснили, что многие тренеры-преподаватели Иркутской области используют туризм как средство активного отдыха спортсменов, а также как учебно-тренировочный сбор. Так, в разные годы учебно-тренировочный сбор проводили в долине Шумак тренеры-преподаватели различных видов спорта г.Ангарска Иркутской области (ЗТР Лапова Н.Г. лёгкая атлетика, Черемных К.А. велоспорт, Моглиценко Ю.И. бокс и др.), а также данный маршрут применяют как средство оздоровления и восстановления активности в семейном туризме. Автор данной работы (Шершнёв Василий - учащийся 11 класса УОР, специализация плавание) трижды со своей семьёй побывал в долине ста источников и представил данную работу на студенческих конференциях разного уровня в 2010г. Мы говорим: "Да!" экотуризму как средству активного отдыха, оздоровления и восстановления активности человека". Работа над проектом была продолжена в 2011г. - "Экотуризм как средство активного отдыха, оздоровления и восстановления активности спортсмена" (Догадов Сергей - учащийся 11 класса ОГСПОКУ УОР, специализация бокс). Данные проекты были представлены на студенческих конференциях города и области, а также в училище Олимпийского резерва г.Ангарска.
Литература
- Волков С. Долина ста источников.- АиФ, № 9 (510) от 28 февраля 2007.
- Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении.- М.: ФКиС,1981.
- Дубровский В.И. Реабилитация в спорте.- М.: ФКиС, 1991.
- Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5