Цели урока:
- расширить кругозор учащихся;
- формировать умение мыслить логически, память, внимание, математическую речь;
- совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач;
- применять комбинированные знания в области математики, литературы, истории;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде.
Ход урока
Слайд 1 (Звучит песня “Дважды два четыре…”).
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на игре – путешествии “Математический калейдоскоп”. Сегодня мы обобщим с вами знания, полученные на элективном курсе “За страницами учебника математики”. Занятие мы проведем в нетрадиционной форме с использованием групповой работы.
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Пусть эти слова послужат эпиграфом сегодняшнего занятия, урока-путешествия в страну “Юных математиков”.
Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Это мы узнаем, ответив на несколько вопросов разминки. Каждый из вас устно отвечает на поставленный мною вопрос, а на лист бумаги записывает лишь первую букву ответа. Из записанных букв вы должны составить слово, которое определит вид транспорта.
Слайд 2
- Специальный символ для обозначения математических понятий и операций? (Знак)
- Самая плохая оценка знаний? (Единица)
- Назовите самую большую хорду в круге? (Диаметр)
- Наименьшее натуральное число? (Один)
- Сумма все сторон угольника? (Периметр)
Страна “Юных математиков” огромна, станций много, а значит, расстояния между ними большие. И поэтому удобнее в путешествие отправиться на поезде.
Слайд 3 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Поезд проследует до станции “Призовая”. На поезде совершают свое путешествие три команды. Итак, команды представьте себя. (Идет представление команд)
Учитель: Собираясь в путешествие ребята, не забудьте взять с собой алгоритм работы в команде. Ведь на каждой остановке вам придется блеснуть своей эрудицией, показать знания, проявить находчивость и смекалку. Оценивать работу мы будем следующим образом: за каждый правильный ответ - жетоны разного достоинства. Счастливого пути!
Слайд 4 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
Математический поезд прибывает на станцию “ШИФРОВАЛЬНАЯ”
СТАНЦИЯ “ШИФРОВАЛЬНАЯ”
Слайд 5
Учитель: Перед вами “портреты”, забавных человечков, состоящие из цифр от 1 до 9 (некоторые цифры изображены зеркально). Сумма всех цифр – возраст человека. Определите, кто старше?”
Слайд 6
Внимание! Внимание! Со второго пути отправляется математический поезд. Следующая станция “Литературная”.
Слайд 7 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
СТАНЦИЯ “ЛИТЕРАТУРНАЯ”
Слайд 8
Учитель: Перед вами отрывок из сказки П.П. Ершова “Конёк-горбунок”
По исходу же тех дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине:
Да рожу ещё конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Он товарищ, будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит”.
Вопрос: Каков рост конька в сантиметрах и какова длина его ушей?
Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Следующая станция “Логическая”
Слайд 9 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
СТАНЦИЯ “ЛОГИЧЕСКАЯ”
Слайд 10
Учитель: Перед вами задачи, каждой команде предлагается на выбор решить одну из них.
Когда три подруги – Надя, Валя и Маша – вышли гулять, на них были белое, красное и синее платья. Туфли их были тех же трёх цветов, но только у Нади цвета туфель и платья совпадали. При этом у Вали ни платье, ни туфли не были синими, а Маша была в красных туфлях. Определите цвет платьев и туфель каждой из подруг.
Мастер спорта Седов, кандидат в мастера Чернов и перворазрядник Рыжов встретились в клубе перед тренировкой.
- Обратите внимание, - заметил Чернов, один из нас седой, другой – рыжий, третий – брюнет. Но ни у одного из нас цвет волос не совпадает с фамилией. Забавно, не правда ли? Какого цвета волосы у кандидата в мастера?
Четыре подруги пришли на каток, каждая со своим братом. Они разбились на пары и начали кататься. Оказалось, что в каждой паре “кавалер” выше “дамы” и никто не катается со своей сестрой.
Внимание! Внимание! С первого пути отправляется математический поезд. Следующая станция “Физкультминуткино”
Слайд 11 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
СТАНЦИЯ “ФИЗКУЛЬТМИНУТКИНО”
Учитель: А сейчас немного разомнемся (обучающиеся выполняют упражнения под музыку)
Внимание! Внимание! С третьего пути отправляется математический поезд. Следующая станция “Вычислительная”
Слайд 12 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
СТАНЦИЯ “ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ”
Слайд 13
Учитель: Перед вами выражение, найдите его значение
Слайд 14
Внимание! Внимание! Со второго пути отправляется математический поезд. Следующая станция “Занимательная”
Слайд 15 (Звучит песня “Мы едим, едим, едим…”).
СТАНЦИЯ “ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ”
Слайд 16
Учитель: Перед вами задача, предлагаю вам ее решить
В теплом хлеве у бабуси жили кролики и гуси.
Бабка странною была – счет животных так вела:
Выйдет утром на порог, сосчитает 300 ног;
А потом без лишних слов насчитает сто голов.
И с спокойною душой идет снова на покой.
Кто ответит поскорей, сколько было там гусей?
Кто узнает из ребят, сколько было там крольчат?
Слайд 17
Внимание! Внимание! Наш математический поезд отправляется до конечной станции “Призовая”.
Слайд 18 (Звучит песня “Учат в школе…”)
СТАНЦИЯ “ПРИЗОВАЯ”
Учитель: Поезд прибывает на станцию “Призовая”. Наше путешествие закончилось пора подвести итоги. Победителями стали …
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Я предлагаю вам выразить своё отношение к данной игре.
У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, положите на блюдце у меня на столе одну из них.
Карточка зеленого цвета обозначает: “Я удовлетворен занятием, оно было полезно для меня, я много и с пользой работал, я все понял, о чем говорилось и что делалось на занятии”.
Карточка желтого цвета обозначает: “Занятие было интересно, я принимал в нём активное участие, сумел выполнить ряд заданий, мне было на занятии комфортно”.
Карточка красного цвета обозначает: “Пользы от занятия я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно”.
Слайд 19
Учитель: Спасибо за игру.