Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса.
Предмет: Информатика и ИКТ.
Раздел программы: “Информация и информационные процессы”.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 87 с.: ил.
Используемая методическая литература: Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.: ил.
Используемое оборудование: Интерактивная доска SMART Board и программа для работы на ней SMART Notebook, проектор, компьютер
Цель урока: Ознакомление учащихся с понятием информация, виды информации, выполнение задания по изученному материалу.
Задачи:
- Образовательная: изучить понятие информация. Изучить виды информации.
- Воспитательная: формирование общей картины мира.
- Развивающая: формирование представления об информатике, как форме описания и методе познания действительности через межпредметные связи. Развитие образного мышления.
План урока:
- Организационный момент;
- Объяснение нового материала;
- Физкультминутка;
- Дидактические задания;
- Домашнее задание;
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана работы.
Актуализация знаний.
Сегодня ребята, для того чтобы вы определили тему и цели урока, я расскажу (а может быть, напомню) вам историю о том, как лечили удава.
Из произведения Г.Остера “Как лечить удава”
Мартышка советует удаву:
– Думай про кукаляву.
– Как же я буду про нее думать – спросил удав, – если я даже не знаю, что это
такое – кукалява?
– Кукалява – это такой ящичек, в котором лежит мукука, – объяснила мартышка.
– Что лежит? – не понял удав.
– Мукука.
– А мукука – это что?
– Мукука– это такая коробочка в которой лежит бисяка.
– А что такое бисяка?
– Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря.
– Какая еще хрюря?
– Пампукская хрюря! А пампукская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит
камурик…
И тут удав взорвался:
– Говори сию минуту, что там внутри всех этих ящиков, коробок, пакетов,
чемоданов и сундуков?
– Не знаю! – сказала мартышка.
– А кто знает? – спросил удав.
– Н а свете есть много такого, про что никто ничего совсем, совеем не знает.
Тема нашего урока – это очень простое понятие, но в тоже время оно и очень сложное.
Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем идет речь (Слайд 2)
Учащиеся разгадывают ребус, получается слово “Информация”.
2. Изучение новой темы.
Итак, тема нашего урока “Информация. Виды информации”.
Запишите в тетради.
Ребята, а что же такое информация? Как вы думаете? Приведите примеры.
Казалось бы, такое близкое и простое слово, а дать его определение очень сложно. (Слайд 3)
Термин "информация" происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение, набор сведений.
Информация – это сведения снижающие неопределенность об окружающем мире.
Давайте запишем определение в тетрадь.
Ребята, приведите примеры источников информации.
Учащиеся приводят примеры, источников информации. (Слайд 4)
Ребята, а с помощью чего человек воспринимает информацию?
Учащиеся перечисляют органы чувств.
Абсолютно верно!
На основании приведенных вами примеров, давайте сформулируем название видов информации по способу восприятия. (Слайд 5)
Ребята давайте запишем в тетрадь схему “Орган”. Вид информации в тетрадь.
Используя ссылку “Это интересно” демонстрируется flash-ролик “Восприятие информации человеком”.
А теперь на основании полученных знаний определите вид информации, получаемой девочкой. (Слайд 6)
Ответив на вопрос учащиеся просматривают flash-ролик “Процент восприятия информации человеком”.
Какой из органов чувств является ведущим в восприятии информации? (Слайд 7)
3. Физкультминутка. Приложение 4
4. Закрепление изученного материала.
Учащиеся выполняют задания представленные на экране. (Слайд 8)
Молодцы ребята.
Мы с вами сказали, что для получения информации человек использует органы чувств, но иногда этого бывает недостаточно, тогда для получения боле точной информации в дополнение к своим органам чувств человек использует различные измерительные устройства и приборы.
Перечислите известные вам измерительные приборы. (Слайд 10)
Ребята, а каким образом мы можем представить полученную информацию?
Учащиеся приводят примеры способов предоставления информации. Подводим итог сказанному, выделяем виды информации по способу предоставления. (Слайд 11)
Давайте запишем схему в тетрадь.
Практическая работа.
Ребята займите свои места за компьютерами. Перед вами находятся задания, Которые необходимо выполнить. Прежде чем начать работу давайте просмотрим flash-ролик “Как воспринимают информацию животные”. (Приложение 3)
Перед учащимися открыто продолжение презентации, на экране она дублируется (Слайд 12), гиперссылка "Это интересно".
Если на компьютере установлено приложение SMART Notebook учащиеся сопоставляет графическому представлению информации ее вид, если приложение отсутствует учащиеся записываю в тетрадь номер изображение и вид информации (например,6– текстовая и т.д.). (Слайд 12)
Следующее задание: заполните таблицу:
Если работа происходит в приложении SMART Notebook, то справа даются варианты ответов, которые учащемуся необходимо вставить в таблицу, если мы работаем с презентацией то учащийся получает бумажный шаблон таблицы который необходимо заполнить. (Слайд 13)
5. Домашнее задание.
Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание
Учебник: § 1.1, задание № 4 (с.11)
Рабочая тетрадь: упр. 2 (с.3)
Творческое задание: Представить в различных формах информацию о погоде
6. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали?
С какими видами информации вы познакомились?
На каждом рабочем столе находятся смайлики, с помощью которых оцените свое понимание пройденного материала.
Литература.
- Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике.– М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
- Гурин Ю. Детская академия Шерлока Холмса. – СПб. Издательский дом “Нева”, 2004.