Маленький шаг в большое искусство

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества… без этого он – засушенный цветок.
Изобразительное творчество – это одна из вершин
развития человеческих способностей».

В.А.Сухомлинский.

ИСКУССТВО НЕИСЧЕРПАЕМО

Благо, даруемое нам искусством,
не в том, чему мы научимся,
а в том, какими мы, благодаря ему становимся.

Уайльд О.

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых Художник создает образ.

Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая все новые, ранее неведомые.

ДЕТИ РИСУЮТ, ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ОНИ ДЕТИ

Каждый ребенок — художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Рисование, лепка и аппликация, так же как и игра – одно из наиболее органичных занятий детства – это интересно, увлекательно и вызывает у ребенка чувства радости и удивления. Вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в рисунок, лепку конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности – ребенок становится способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Ребенок, начавший «творить» с изобразительными материалами в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться, а в том, что изобразительная деятельность рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки.

Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.  Если это новое впечатление захватывает ребенка, он очень дорожит им и хочет снова испытать его.

Рисование, как один из видов продуктивной деятельности, имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает свое специфическое влияние на общее развитие ребенка.

ИГРА — ЖИЗНЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДЕТСТВА

Игры детей — вовсе не игры, и
правильнее смотреть на них как на самое значительное и
глубокомысленное занятие этого возраста.

М. Монтень

Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело – в мир детской игры.

Нигде так полно, как в игре, не проявляется человеческая способность изменять и преображать окружающий мир. Казалось бы, игра не приносит никаких осязаемых плодов, но результат ее поистине бесценен.

В игре создаются наилучшие условия для обучения и развития дошкольников. Во-первых, Игра – это школа произвольного поведения  (Д.Б.Эльконин).  Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и пары секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Во-вторых, Игра – школа морали в действии (А.Н.Леонтьев).  Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. В-третьих, Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский). И наконец, «Игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке… средство проникновения в сферу смыслов… постижение единства мира и его Творца (В.Зеньковский). С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития.

Поэтому занятия с детьми в студии построены на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства /цвет, линию, форму, композицию/ и различные материалы /краски, бумагу, карандаши, фломастеры, пластилин, соленое тесто и др./ 

РАБОТА КАК ИГРА

Ребенок любит свою игру не за то, что она легкая,
а за то, что она трудная.

Бенджамин Спок

Объединяя игру с обучением, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение учебных заданий.

Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности;  в игровой форме руководить и оценивать работу.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей (н-р: с детьми мы вспоминаем знакомые сказки (инсценируем эпизоды), разучиваем стихи (проигрываем на двигательной гимнастике), поем любимые песни в процессе создания работы).  Ребенок запоминает только то, что ему интересно. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера – изобразительная деятельность ребенка в 3-5 лет –  это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

Считается, что где-то в возрасте 3 лет ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, т.е. развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат. Ребенок с жадностью запоминает то, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности – он уже может хотеть что-то создавать, делать; они важны для развития интеллекта и формирования характера. (Масару Ибука, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста)

А уже к 4 годам, у детей, усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования.

Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. И самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача педагога – создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Как раз такими ситуациями и будет являться игра во всем своем многообразии. Она делает занятие изобразительного искусства интересной и увлекательной РАБОТОЙ для ребенка.

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ШАГ…

Самое прекрасное зрелище в мире – это ребенок,
уверенно идущий по дороге жизни,
после того как ты показал ему путь.

Конфуций

Любой педагогический процесс должен строиться на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей.

На своих занятиях мы даем  условия для развития ребенка, мы можем вовремя показать ему необходимый материал (Приложение 1), руководствуясь своим знанием природы ребенка и проявленным им интересом, но нельзя дать гарантию, что "взрыв" обязательно произойдет в назначенный нами день. Каждый ребенок идет в индивидуальном темпе, и от слишком многих обстоятельств зависит, когда он придет к цели, но придет он к ней сам и тогда, когда будет готов. Чаще всего это получается у него раньше и качественнее, чем у сверстников, не занимающихся изобразительным творчеством. (Приложение 2)

Обычно, детям в дошкольном возрасте предлагают простые задания, которые выполняются за одно занятие и, как правило, на  стандартном листе бумаги (А4) и таким образом лишают их возможности выбора (подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера). Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества. Но, ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем взрослые могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. И поэтому на занятиях детям предлагается разный формат бумаги (от А4 до А1), в зависимости от задания.

Конечно, большой формат предполагает и выполнение более сложной работы.  Но, благодаря тому, что занятия сопровождаются разными видами игр и игровыми приемами; чередованием различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, декоративная работа и др.) и использованием различных  материалов; дети настолько глубоко вовлекаются в творческий процесс, что позволяет избежать потери интереса к работе – это, несомненно, побуждает детей продолжать ее выполнение и на последующих занятиях.  

Особое место мы выделяем коллективным работам детей. Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Решаются не только задачи эстетического и художественного воспитания, но и содержание изображаемого активно воздействует на формирование личности в целом, коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть работ, которая детям не под силу. В таком виде работы и педагог, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует педагог и обучаться в игровой форме.

Большое значение в правильной постановке преподавания имеет оценка достигнутых детьми навыков. Очень важно в каждой конкретной работе находить для ребенка положительные моменты, обсуждать результаты с родителями.
А анализ работ помогает выявить своевременно слабых отстающих детей, изучить причины отставания и организовать им помощь.

Мне очень близка мысль Масару Ибука: «основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей…», а не сделать из всех величайших гениев, и «…развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

ЭПИЛОГ

"Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
и иным – делом легким, ...
Но весьма немногие пришли к убеждению,
что кроме терпения, врожденной способности  и
навыка нужны еще специальные знания". 

К. Д. Ушинский

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: изд-во Смысл, изд-во ЭКСМО, 2003. – 512 стр.
  2. Игнатьев С.А. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов.– М.: Академический проект; фонд «МИР», 2007. – 208 стр.
  3. Бохова Н.П., Куржалов В.М. «Роль рисования в творческом развитии детей дошкольного возраста»«  Витебск, 1996, 62 стр. 
  4. Абраменков В.В., к.пс.н. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? //Современный ребенок в «игровой цивилизации».– М.:Даниловский благовестник, 2001. – 144 стр.
  5. Кожохина С. К.  «Путешествие в мир искусства» Из-во: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2002 г. , 192 стр.
  6. Масару Ибука.После трех уже поздно: Пер. с англ. – М.: РУССЛИТ, 1991. – 96 стр.
  7. М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Из-во "ПИТЕР", 2008г., 276 стр.