Цели:
- закрепить умение решать задачи, уравнения;
- развивать навыки устных вычислений, логическое мышление;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с изображением птиц (грач, жаворонок, кукушка, иволга, скворец), краткие сообщения детей о птицах, задачи на карточках, уравнения, карточки с домашним заданием.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы, целей.
- С каким настроением вы пришли на урок?
Сегодня мы продолжаем решать задачи, уравнения.
Весной появляются первые проталины, звенят ручейки, возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Вернулся и наш старый друг. Угадайте, кто он?
Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг. (Грач)
Сообщение о граче
Грач приглашает в школу для птенцов!
На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
Открыта школа для птенцов.
Занятия - с пяти часов!
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи, стрижи, щеглята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь, -
Птенцы!
Грач просит вас быть внимательными, логически мыслить, уметь изменять вопрос задачи.
II. Устный счет.
Перед вами число 709.
- Назовите число.
- Двузначное оно или трехзначное?
- Сколько всего единиц в числе?
- Из какого числа надо вычесть 709, чтобы получилось 10?
- Назовите соседей числа.
- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
- Прибавьте к числу 3 десятка.
- Сколько в новом числе сотен, десятков и единиц?
Задача.
Скворец, Воробей, Щегол сидели на одной веточке в ряд. Сколькими способами они могли это сделать? (6сп. - СВЩ, СЩВ, ЩСВ, ВЩС, ВСЩ. ЩВС)
Молодцы! Грач благодарит вас за работу.
III. Решение задач.
Грач приглашает к нам жаворонка.
Сообщение о жаворонке
Жаворонок величиной с воробья. Его песню слышно с ранней весны до середины лета высоко в небе. Поют самцы, охраняющие свой гнездовой участок. Гнездо у жаворонка на земле, среди посевов или густой травы.
Жаворонок просит решить задачу.
Найдите на парте карточку с задачей от жаворонка.
- У какой фигуры больше периметр: у квадрата со стороной 4см или у прямоугольника со сторонами 2см и 6см?
а=4см
Р - ?
а=2см
в=6см
Р - ?
Решение:
4х4 =16(см) - периметр квадрата.
(2+6)х2=16(см) - периметр прямоугольника.
Ответ: периметр одинаков.
А вот следующая птица - кукушка.
Сообщение о кукушке
Кукушка меньше голубя. Кукованье раздается на утренней и вечерней заре. Кукуют только самцы.
Кукушки поедают волосатых гусениц, которых другие птицы избегают. А как вы думаете, почему кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда?
Задача от кукушки.
Самец кукушки за день нашел 23 гусеницы, самка - 17 гусениц. Сколько гусениц они найдут за два дня?
С. - 23 г. С. - 2д. по 23г. - ? С. - 17г. С. - 2д. по 17г. - ? За 2д. - ?
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
- Как можно изменить вопрос задачи, чтобы она решалась по-другому?
IV. А вот красивая желтенькая птица. Песня ее мелодичная, но иногда услышишь неприятное мяуканье. Что это за птица? (Иволга)
Сообщение об иволге
Иволга предлагает нам вспомнить названия компонентов при различных действиях и способы их нахождения при решении уравнений.
Х+18=90 100-Х=54 2хХ=44 Х:3=18
Молодцы!
V. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- С каким настроением уйдете с урока?
Весна - хлопотливая пора, пора постройки гнезд. Птицы ищут укромные безопасные места, ладят в них гнезда. Нельзя тревожить птиц в эту пору! Почему? Какую пользу приносят птицы?
Молодцы! Спасибо за урок.
И осталось вам домашнее задание от скворца: задача.
В каждый прилет к гнезду скворец несет трех гусениц массой 3г каждая. В день пара скворцов прилетает к гнезду 40 раз. Сколько граммов гусениц съедят птенцы за день?