Обучающая цель: повторить правило деления десятичной дроби на натуральные число, развивать навыки применения данного правила при решении задач и примеров;
Развивающая цель: развивать вычислительные навыки, устную и письменную речь, память.
Воспитательная цель: воспитывать прилежание, активность, самостоятельность, чувство уважения к товарищу, интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления знаний.
ТСО и наглядность: карточки с заданиями на уроке, карточки с домашним заданием.
План урока.
- Организационный момент (3 минут).
- Математическая перестрелка (5-7 минут).
- Практическая работа (25 минут).
- Домашнее задание (2 минуты).
- Итог урока (3 минуты).
Ход урока
Организационный момент:
- приветствие;
- проверка списочного состава класса;
- настрой учащихся на работу;
- сообщение темы урока, целей занятия и плана.
Актуализация знаний учащихся:
Математическая перестрелка между командами. Приложение 1
Подготовится к контрольной работе, нам необходимо повторить теоретический материал по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей, умножение и деление десятичных дробей на натуральное число”.
Наши две команды “Зима” и “Весна” вступают в бой. Перед вами список вопросов, любой вопрос из этого списка вы можете задать своим соперникам.
Вопросы.
- Правило сложения десятичных дробей.
- Сформулировать правило вычитания десятичных дробей.
- Что называется произведением десятичной дроби на натуральное число?
- Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
- Как умножить десятичную дробь на 10,100, 1000 и т.д.?
- Как разделить дробь на натуральное число?
- Как разделить дробь на 10,100, 1000 и т.д.?
Победила команда … Самые лучшие защитники были …, они получают оценки.
Выполнение практических заданий.
Правила повторили, а теперь перейдем к выполнению практических заданий и применению тех правил, которые повторили. Ответы на доске выписывает учитель, используя ответы детей. 3-4 тетради можно проверить и поставить оценку.
Устные упражнения:
1. Вычислить и найти сумму наименьшей и наибольшей дроби, полученной в ответе:
8,4:2=
0,8:4=
12,6:3=
1,2:6=
3,6:4=
Ответы: 4,2; 0,2;4,2;0,2;0,9
4,2+0,2=4,4
1. Вычислить №1:
(Один ученик решает с объяснением, проговаривая все правила действий с десятичными дробями):
а) 0,25:4+15,3:5+12,4:8-0,15:30=3,1175 (7 мин.)
Решение:
1) 0,25:4=0,0625
2) 15,3:5=3,06
3) 0,15:30=0,005
4) 0,0625+3,06-0,005=3,1175
Решить уравнения № 2: (два ученика решаю у доски, остальные самостоятельно).
а) (х-8,59) ·6=17,49;
х-8,59=2,915
х=11,505
Ответ: 11,505
Дополнительные вопросы: Какой компонент неизвестен? Как его найти?
б) (5х-23,8)·8=37,6; Какой компонент неизвестен? Как его найти?
5х-23,8=4,7
5х=4,7+23,8
5х=28,5
х=5,7
Ответ: 5,7
Дополнительные вопросы: Какой компонент неизвестен? Как его найти?
Решение задачи № 3
С одного опытного участка 41400 м2 собрали 17388 кг зерна. На другом урожайность была на 0,07 кг/м2 больше.
Какой урожай собрали со второго участка, если его площадь 40200 м2?
С какого поля собрали больший урожай и на сколько?
Для решения этой задачи надо объяснить слово урожайность. По-вашему, что это такое? Если учащиеся затрудняются, то учитель определение формулирует сам.
Урожайность – это количество продукции, получаемой с единицы площади (кг/м2).
Решение:
- 17388:41400=0,42 (кг/м2) урожайность первого участка.
- 0,42+0,07=0,49 (кг/м2) урожайность второго участка.
- 40200·0,49=19698 (кг) собрали со второго участка.
- 19698-17388=2310(кг)
Ответ: со второго участка собрали -19698 кг; на 2310 кг больше собрали со второго участка, чем с первого.
Какое правило вспомнили, чтобы решить эту задачу? (Правило умножения десятичной дроби на натуральное число)
Дополнительно (можно в виде самостоятельной работы).
Решить задачу № 1:
5 машин песка и 3 машины щебня имеют общую массу 22,8 т. Найдите массу одной машины щебня, если масса одной машины песка равна 2,7 т
Решение:
- 2,7·5=13,5(т) на 5 машинах с песком.
- 22,8-13,5=9,3(т) на 3 машинах с щебнем.
- 9,3:3=3,1 (т) щебня на одной машине.
Ответ: 3,1 т щебня на одной машине.
Выполнить действия № 2:
72,492:12+78,1566:36-120,03:15
1) 72,492:12=6,041
2) 78,156:36=2,171
3) 120,03:15=8,002
4) 6,041+2,171-8,002=0,21
Итог урока:
Как выполняется деление десятичной дроби на натуральное число? Какие правила повторили еще?
Домашнее задание на карточках, возможно решение по вариантам. Приложение 2