Цели:
- Рассмотреть и проанализировать ход военных действий начала войны
- Развивать у учеников навыки анализа исторических документов
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма
На уроке используется презентация и Опорный конспект для учащихся Приложение №1
Вводное слово: (Слайд 1)
От Запада к нам бури мчались:
Великий вождь НАПОЛЕОН
К нам двадцать вёл с собой народов.
В минувшем нет таких походов: (Слайд 2)
Восстал от моря к морю стон.
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать;
Но снежная страна героев
Высоко подняла чело
В заре огнистой прежних боев:
Кипело каждое село
Толпами воинов брадатых.
Тема нашего урока: (Слайд 3)
(вы будете работать в опорных конспектах, будьте внимательны)
Проверка домашнего задания:
- Назовите основные направления внешней политики Александра I ? (Слайд 4-5)
- Какова была расстановка сил в Европе?
- В чём причины военных неудач России в кампании 1805 – 1807 годов?
- Каково было основное условие Тильзитского мира? Почему оно было не выгодно для России? (Слайд 6)
Франция добилась господства в Европе. В борьбе против Англии Наполеон применил континентальную блокаду. Однако осуществлению наполеоновских планов мешала независимая Россия.
В 1811 году Наполеон говорил: «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её» - Посмотрите таблицу: «Готовность к войне России и Франции» и сделайте вывод о состоянии армий России и Франции.
Наполеон был готов к войне, и сосредоточив основную массу своих сил в Пруссии и Польше.
Давайте по карте рассмотрим расположение французских войск. (Слайды 7-13)
12 июня 1812 года армия Наполеона перешла через реку Неман. (Слайд 14)
На стороне Франции против России выступили Австрия и Пруссия.
Началась война, которая вошла в нашу историю как Отечественная.
Как же были расположены русские войска? (Слайды 15-24)
Определите характер войны.
Проанализировав расположение войск, определите тактику армий. (Слайд 25)
Русская армия отступала, население уничтожало всё, что не возможно было вывести, началась партизанская война. (Слайды 26-27)
Отступление русских войск продолжалось вплоть до 22 июня, когда армии дошли до Смоленска. (Слайды 28-31) рассказ о Смоленском сражении
8 августа М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией. (Слайд 32)
Но отступление продолжалось, Кутузов понимал, что это единственная правильная тактика для сохранения армии.
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Армии дошли до села Бородино в 120 км от Москвы. Какие же планы ставили Наполеон и Кутузов? (сравните)
Перед сражением и Наполеон и Кутузов обратились к воинам с речью. Давайте проанализируем их.
Наполеон: «Воины! Вот сражение, которого вы так долго желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам всё нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»
Александр I «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблён в дело. Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!»
(Слайд 33)
На Бородинские вершины
Седой орёл с детьми засел,
И там схватились исполины,
И воздух рделся и горел…
Кто вам опишет эту сечу,
Тот гром орудий, стон долин?
Со всей Европой эту встречу
Мог русский выдержать один!
Бородино (рассказ, Слайды 34-43)
Кто же победил в Бородинском сражении? (исходя из целей)
1 сентября в деревне Фили состоялся военный совет. Какие мнения о продолжении кампании были высказаны? Давайте проанализируем их. (Слайды 44-54)
Почему Кутузов выбрал отступление?
2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось оторваться от неприятеля, Кутузов оставив Рязанскую дорогу перешёл на Калужскую.
(Слайды 55-56)
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(Слайды 58-59)
Кто поджёг Москву? Учебник стр. 147-148.
Обсуждение.
Домашнее задание *57 (Учебник: История России конец XVII-XIX век. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров)