Тип проекта: информационно-исследовательский.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети группы раннего возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит и через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стихотворениями, потешками. Произведения художественной литературы помогают установлению эмоционального контакта, общению взрослого с ребенком. Небольшие по объему рассказы, сказки, потешки, прибаутки, песенки можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи легко сопровождать действиями, обыгрывать их.
Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
Задачи:
- обеспечить благоприятную обстановку и условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста;
- создать атмосферу психологического комфорта и предупреждения утомления детей;
- обеспечить безопасность детей.
План работы над проектом
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. |
Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют. |
2 этап – реализация проекта
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводит в игровую
ситуацию,
формулирует проблему: «Кукла Маша испачкалась.
Как ей помочь?» Организует занятия, беседы. Организует игры. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Описывает и анализирует работу над проектом. |
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются
найти способы решения проблемы. Принятие решения: «Помочь кукле Маше: научить ее умываться, следить за внешним видом». С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений. |
3 этап – подведение итогов
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Описывает и анализирует работу над
проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Проводит диагностику. |
Рассказывают короткие стихотворения и
потешки об умывании, сопровождая действия
текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры. |
Анализ работы
В целях формирования начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста проект «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» включил в себя:
- чтение художественной литературы;
- сюжетно – отобразительная игру: «Купание куклы Маши»;
- разучивание потешки «Водичка, водичка…»;
- рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание;
- исследовательскую деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная);
- рисование «Платье для Машеньки»;
- подвижные игры «Тепики», «Пузырь» и др.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у
детей положительные эмоции от совместного
общения с взрослым и сверстниками, радость от
чтения художественных произведений, желание
проговаривать слова вместе с педагогом,
выполнять действия в соответствии с текстом.
Дети раннего возраста учились самостоятельно
умываться и вытирать руки полотенцем, выполнять
поручения из 2-3 действий. С радостью
рассматривали в зеркале свое чистое лицо.
Активно передавали словом, действием содержание
произведения, проявляя интерес и к
рассматриванию иллюстраций.
Сделана подборка литературно – речевого
материала по теме проекта, дидактических игр,
опытов с водой.
Схема реализации проекта: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
Виды детской деятельности |
Формы работы |
Двигательная | Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре,
пять», «Наши ладушки, ладошки»,
«Пальчик-с-мальчик». Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др. |
Игровая | Сюжетно – отобразительная игра: «Купание куклы Маши» (предметы – заместители). Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой. |
Продуктивная | Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки». |
Коммуникативная | Ситуативный разговор «Кукла Маша
испачкалась». Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание. |
Трудовая | Режимный процесс «Обучение умыванию». Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Совместные действия: уборка игрушек после игры. |
Познавательно-исследовательская | Исследовательская деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная). |
Музыкально-художественная | Слушание: «Пляска с платочками»,
«Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл.
А. Ануфриевой. Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. |
Чтение художественной литературы | Чтение:О. Александрова
«Умывалочка», А. Барто «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение потешки «Кто у нас хороший» и др. |
Литература
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж «Учитель», 2006.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1987.
- Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. М.: Панорама, 2006.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007.
- Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Купецкова Е.Ф. Программа «Ребенок и весь мир».
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
- Программа «Истоки». М.: Просвещение, 2003.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 лет. – М., АСТ, 1999.