Урок-путешествие "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться" (обобщающий урок по разделу "Уроки и переменки")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знание детей по разделу;
  • формировать умения литературоведческого анализа текста;
  • отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения;
  • учить находить общее в произведениях;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать взаимовыручку, взаимопомощь к своим одноклассникам;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование: запись песни «Чему учат в школе», фонограмма «Частушки», книги по разделу, сочинения детей «Мой любимый урок», рисунки детей «Мой любимый герой», листок дневника, квадратики красного и синего цвета, жетоны.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Введение в тему урока.

–  Как вы думаете, почему сейчас прозвучала эта песня? (Изучали раздел о школе)
Вместе с Настей мы побываем в школе, где учатся ваши сверстники. Девизом нашего путешествия будут слова из песни:

«Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться»

– Скажите, а что бывает в каждой школе? (Уроки и переменки)

2. Урок математики

–  Настя приглашает вас на урок математики, на котором дети в это время решают задачи. Попробуем и мы решить несколько задач.

а) Севка свой дневник с двойками закопал свой дневник на глубину 5 метров, а Витя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник Витя?

–  Из каких произведений эти герои?
–  Как вы думаете, будут ли проблемы у мальчиков в конце года?

б) На переменки Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз – Дашу, 7 раз – Клаву и 1 раз, по ошибке, –  завуча Маргариту Багратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет?

–  Где об этом говорится? (Б. Заходер «Перемена»)
–  А какие перемены происходят с резвым Вовой во время урока? (Дремлет, ничего не отвечает)
–  Кто хочет рассказать это стихотворение?
–  Какому писателю могут принадлежать эти задачи и идея их создания? («Задачник» Г.Остер)

3. Наведи порядок

–  Как называется раздел учебника, героев, и произведения которого мы вспоминали, решая веселые задачи? («Уроки и переменки»)
–  Настя получила задание, вспомнить название произведений и их авторов, но у нее не все получается. Давайте поможем ей навести порядок в этой неразберихе. (У каждого ученика лежит на столе листок с заданием.)

Э.Успенский «Витамин роста»
Б.Заходер «В Стране невыученных уроков»
Г.Куликов «Перемена»
Л.Гераскина «Школа клоунов»
О.Григоорьев «Как я влиял на Севку»

–  Проверти. Все ли у нее верно? (На доске верный вариант)
–  Что объединяет эти произведения? (Веселые, о школьной жизни)
–  Какую цель, по – вашему, ставили перед собой авторы, решив включить раздел «Уроки и переменки» в книгу для чтения? (Хотят показать, что школа – это место, где взрослеют, набираются сил и ума, учатся дружить, помогать друг другу)
–  А знаете ли вы, что слово «школа» по – гречески значит «досуг»? Неправда ли странно: школа и вдруг досуг?

(Один из учеников рассказывает о том, что греки понимали под словом «досуг».
 «Дело в том, что греки под досугом понимали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. В начале проводились только беседы, но позднее появились настоящие уроки: чтение, письмо, счет, поэзия и т.д.»)

–  Вот авторы учебника и хотят, чтобы школа для детей стала настоящим интересным досугом, стараются сделать уроки разнообразными и увлекательными.

4. Викторина «Умники и умницы»

–  Теперь посмотрим, насколько вы были внимательными при чтении произведений.
Настя предлагает викторину «Умники и умницы».
Вы услышите строки из произведения. Необходимо назвать автора и произведение. За правильный ответ вы получаете жетон.

– Начинаем викторину.

а) «Кто сегодня не выполнил домашнее задание?» (Г.Куликов «Как я влиял на Севку»)
б) «Я сказал открыто маме:
–  Это просто клевета!» (Б.Заходер «Вредный кот»)
в) «Терпеть не могу, когда на меня кричат!» (Л.Гераскина «В Стране невыученных уроков»)
г) «Когда после первой перемены я вошел в класс, на стене висела «молния».  (Г.Куликов «Как я влиял на Севку»)
д) «Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и скучные». (Л.Гераскина «В Стране невыученных уроков»)
е) В каком произведении встречается страшное слово «авитаминоз»? (О.Григоорьев «Витамин роста»)

(Подведение итогов)

–  Молодцы. Хорошо знаете эти произведения. Настя вами довольна.

–  А что же такое «авитаминоз»? (Нехватка витаминов, которая приводит к различным заболеваниям)
–  К нам в гости пришли витаминчики и хотят рассказать о себе.

«Меня зовут витамин А. Я умею бороться с вирусами и бактериями, улучшаю зрение. Найти меня можно в печени, сливочном масле, твороге, моркови».

«Я – витамин хорошего настроения. Зовут меня В1. Меня найдете вы в гречке, в хлебе, в зеленом горошке, грецких орехах».

«Я – витамин С. Могу победить любую болезнь, поддерживаю хорошее настроение, улучшаю сон. Меня можно встретить в апельсинах, лимонах, киви, малине, свекле, луке».

«А я – витамин D, помогаю усвоению организмом кальция, а кальций нужен для формирования костей и зубов. Встретить меня можно в рыбьем жире, печени, сливочном масле».
Будьте здоровы!

–  Смирнов, из стихотворемы  О.Григоорьева «Витамин роста», передал вам упаковку с витамином С и просил съесть по одной витамине после урока.

5. «На веселой волне»

–  Настало время переменки. Наша переменка – музыкальная. Сядьте по удобнее и делаете сидя танцевальные движения. Послушаем частушки из школьной жизни.

Мой дневник, как верный друг,
Для меня старался:
Я не выучил урок –
Дома он остался.

Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке,
И теперь у нас в тетрадях
У обоих двоечки.

Севка с птицей спор затеял,
Кто кого перестоит.
Через час иссякли силы,
Птица третий год стоит.

Почему у Вовочки
Да в тетрадках двоечки?
–  Виноват в том вредный кот,
Уроки делать не дает.

–  Давайте похлопаем нашим артистам.
–  Вспомните о чем была последняя частушка? (О коте)
–  А где мы встречаемся с вредным котом? (Б.Заходер «Вредный кот»)
–  Давайте послушаем разговор мальчиков (Инсценировка)
–  Чему же научило вас это стихотворение? (Не перекладывайте вину на других, отвечать за свои поступки)

–  Авторы этого раздела учат вас взаимовыручке и взаимопомощи.
–  В каком произведении это ярко прослеживается? (Г.Куликов «Как я влиял на Севку»)
–  Давайте же прочитаем об этом по ролям. (Учебник, страница 131)
–  Как вы думаете, получится у Кости перевоспитать Севку или нет?

6. Полезные советы

–  А чтобы у Севки Мымрикова, Виктора Перестукина и других все получалось и они стали хорошими учениками, попробуем вместе с Настей составить для них полезные советы.
Вы будете работать в парах. Вам нужно собрать пословицы. Ведь пословица, это народная мудрость, которая нас многому учит. И подумайте, к какому произведению она подходит.

Умел ошибиться –   и ногам плохо.
Без муки – умей и поправиться.
За глупой головой –   от того и наберешься.
С кем поведешься – учителю радость.
Ученику удача –   нет науки.

Проверка. (Дети зачитывают пословицы, называют произведения.)

–  Вы, молодцы, правильно составили пословицы и назвали произведения.

7. Литературная страничка

–  Переходим к «Литературной страничке».
Настя с удовольствием прочитала ваши сочинения и узнала, что у каждого из вас есть свой любимый урок. Ее порадовало, что вам нравятся разные предметы. Особенно она отметила следующие сочинения…  (ученики зачитывают свои сочинения)

8. Итог урока. Рефлексия

–  Давайте подведем итог. Чему же научил вас этот раздел?
–   С кем хотели бы дружить и почему?
–  Если вы хотите побольше узнать о полюбившихся героях, найти новых друзей, я советую вам прочитать книги таких авторов как: Ю.Сотник, Н.Носов, А.Алексин и т.д.
(Показ книг)
–  Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценку. Для этого выберите квадратик красного (отлично) или синего (не все получилось) цвета и наклейте его на листочек из дневника, который находится на доске.

9. Домашнее задание

–  И в заключении нашего путешествия Настя приготовила для вас домашнее задание. «Напиши письмо любимому герою».

– Спасибо за работу на уроке.

Список литературы:

  1. Литературное чтение. 3-й класс. «В одном счастливом детстве». В 2-х ч. Ч.1. – М.: Баласс, 2006. – 208 с. , ил.(Образовательная система « Школа 2100», серия «Свободный ум»)
  2. Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации для учителей. Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: «Баласс», 2003. – 352 с.