Цели урока:
Образовательная:
- изучение и объяснение явления электризации;
- ввести понятие о заряженном теле и электрическом заряде;
- рассмотреть на основе взаимодействия зарядов их характеристики;
- изучение практической направленности полученных знаний.
Развивающая:
- развивать познавательные способности школьников;
- умения самостоятельно работать, излагать и воспринимать новый материал;
- умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать.
Воспитательная:
- поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;
- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Методы и приёмы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, рассказ, дискуссия);
- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдения, демонстрация опытов, презентация);
- методы передачи информации с помощью практической деятельности (экспериментальная работа в парах);
- методы стимулирования и мотивации учащихся (приёмы: создание проблемной ситуации, самостоятельное изучение нового материала, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
- методы контроля (приёмы: фронтальный опрос, самооценка).
Принципы: научности, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.
Форма организации работы: парная, индивидуальная.
Средства обучения:
- проектор, экран;
- электрофорная машина, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные и капроновые лоскуты, кусочки бумаги, полоска из полиэтилена на штативе;
- карты учащихся.
Ход урока
Актуализация знаний
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую главу "Электрические явления". (ученики приводят примеры электрических явлений), (слайд1). Слава " электричество", " электрический ток" знакомы каждому человеку. Электричество играет важную роль в жизни человека. Электрические явления используются в быту, на производстве, в науке. Ребята, а как такое явление, как расчёсывание волос, может быть связано с электричеством? (слайд2)
Учащиеся: волосы притягиваются к расчёске, т.е. электризуются (выдвижение гипотез)
Учитель: А. как вы думаете, та же причина заставляет синтетические вещи "прилипать" между собой и к телу, когда их снимаешь?
В чём суть этого физического явления? Это нам предстоит выяснить в течение урока.
Впервые это явление описал греческий философ Фалес Милетский в 6в. до н.э. У греков не было конечно, синтетических материалов, но в ходу был янтарь. Потёртый о мех или шерсть, он приобретал способность притягивать к себе легкие тела: пушинки, соломинки, волосинки и др. в чем сущность этого явления древние греки не знали. Свыше двух тысяч лет это явление оставалось не изученным. В 16 веке английский ученый Гильберт повторил опыты, описанные Фалесом, и установил, что также, как у янтаря свойства приобретают при трении алмаз, горный хрусталь, сера, смола и другие вещества.
Тела, обладающие подобными свойствами, стали называть наэлектризованными ("электрон"- по-гречески ЯНТАРЬ), а явление возникновения этих свойств у тел было названо электризацией.
Тема урока: "Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов".
Какие цели поставим на уроке?
Каждый из вас к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
Изучение нового материала
Оказалось, что можно наэлектризовать любое тело, независимо в каком состоянии оно находиться: в твёрдом, жидком или газообразном. (опыт - струйка воды откланяется от заряженной палочки)
Учащиеся: проделывают эксперимент. (Потрите эбонитовую или стеклянную палочку о мех или шёлк. Тела приобретают способность притягивать мелкие листочки бумаги)
Учитель: Сколько тел участвует при электризации? (два)
Электризуются они оба. Электризация происходит при соприкосновении.
Что такое электризация?
(слайд) Электризация - процесс сообщения телу электрического заряда при трении его о другое тело.
Электрический заряд - это физическая величина, характеризующая электрическое взаимодействие тел.
q- электрический заряд, (Кулон), Кл.
Немецкий ученый Отто фон Герике (1602-1686), построил первую электростатическую машину, основанную на трении. В настоящие время электрофорная машина выглядит такой, какая она стоит перед вами.
Опыт - с помощью электрофорной машины зарядить бумажный султан.
Работа по картам учащихся
УЭ | КАРТА УЧАЩЕГОСЯ | Примечание |
УЭ0 | Тема " Электризация тел при
соприкосновении. Два рода зарядов" Постановка цели: Дорогие ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новым физическим явлением- электризацией тел, узнаете, что существует два рода зарядов, и они могут взаимодействовать между собой, а также узнаете интересные факты из биографии великих ученых и изобретателей. Материал, который вы будете изучать сегодня, покажется несложным, но к концу урока вы, должны уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют заряженные тела. Успехов! |
|
УЭ1 | Актуализация знаний. Ребята, отвечайте на вопросы учителя. | |
УЭ2 | Самостоятельное изучение нового материала. Внимательно прочитайте $ 25, 26. Запишите в тетрадь тему урока, что такое электрический заряд, какие существуют заряды, зарисуйте схему взаимодействия зарядов. | Будьте внимательны, учитесь самостоятельно приобретать знания. |
УЭ3 | Закрепление изученного. Внимательно прочитайте текст, приведённый ниже. Из содержания параграфов вы узнали, что тела, получившие после натирания способность притягивать другие тела, называются наэлектризованными. Такие тела либо притягиваются друг к другу, или отталкиваются. Тела, имеющие заряды одинакового знака взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются. | Если непонятно, обратитесь к учителю. |
УЭ4 | Самопроверка. Выполните практическое задание " Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов". (Приложение 1.) | Соблюдай порядок выполнения работы и делай записи в приложении. |
УЭ5 | Осмысление. Вернитесь к УЭ0 и проверьте, достигли ли вы поставленной цели. Если да, то переходите к следующему УЭ, если нет, то вернитесь к УЭ2. | |
УЭ6 | Экспертный контроль. Выполните тестовое задание и проверьте. (Приложение 2). Если вы выполнили всё, то можете ознакомиться с интересными сведениями из биографии ученых. (Приложение 3) | |
УЭ7 | Домашнее задание. $ 25,26, вопросы, сообщения " Полезная и вредная электризация". | Провести эксперимент по электризации с имеющимися дома предметами. |
Закрепление изученного
(слайд) Тела, заряженные одноименными зарядами, при взаимодействии отталкиваются друг от друга
При электризации твёрдых тел трением, два соприкасающихся друг о друга предмета заряжаются одинаково по модулю и противоположно по знаку зарядом, вследствие чего притягиваются друг к другу.
Опыт - электрофорная машина и два султана.
Качественные задачи.
- Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).
- Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (может, в зависимости от того, чем её натирают).
- Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается).
Подведение итогов
Домашнее задание