Предметный раздел: Предметы естественно-научного цикла.
Предмет: Окружающий мир.
Проект проведён во 2 классе.
Цели:
- Общеучебные: Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала; развитие учебной мотивации; использование ИКТ при оформлении результатов работы; формирование навыков публичного представления результатов работы.
- Образовательная: Расширение знаний у обучающихся о диких и домашних животных, их образа жизни и повадок.
- Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к животным.
Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения):
В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации.
Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком.
Дети узнали: группы животных и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными.
Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
В конце проекта была создана выставка рисунков, мини-сочинений о животных.
По результатам наблюдений собрана папка-копилка «Это интересно» с рабочими материалами, которые можно использовать на уроках.
Тема проекта: Дикие и домашние животные. (слайд 1)
Особенности реализации проекта.
Задачи ученикам: (слайд 2)
Узнать на какие группы можно разделить всех животных.
Выяснить когда и кого человек приручил первым.
Гипотеза (слайд3):представим, что на планете Земля нет домашних животных.
- Как вы считаете, нужны ли они людям?
- Если да, то кого бы вы приручили первым?
Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы.
Кроме этого, вы научитесь:
- работать с научной литературой;
- составлять презентации;
- проводить исследования;
- кратко излагать свои мысли письменно и устно.
Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно».
Ход выполнения проекта
(последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности)
1-й урок
1 этап – подготовительный, постановка цели. (10’) (слайд 4)
1. Организационный момент.
- Распределение учащихся по группам.
Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.
(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов по количеству страниц предлагаемого проекта: группы животных и их признаки; влияние человека на животных (одомашнивание животных); отличие диких животных от домашних; правила ухода за домашними животными, в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)
Повторим правила работы в группе. (слайд 5)
- Распределить роли в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).
- Выработать правила поведения в группе
- Доброжелательность
- Слушать друг друга (я тебя правильно понял…)
II. Формирование темы и цели урока.
- На какие группы мы делили животных? (слайд 6)
(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)
- Какие признаки различных групп животных вы знаете? Приведите примеры. (слайды с 7 по12)
- На какие ещё группы можно разделить всех животных? (слайд 13)
(дикие, домашние)
2 этап –составление плана исследования, (15’) (слайд 14)
Для того чтобы составить план, вы должны ответить на вопрос:
- Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем?
Для этого мы определим, какими способами мы можем пользоваться, а затем выстроим их по порядку.
План исследования:
- Подумать самостоятельно.
- Посмотреть книги о том, что исследуешь.
- Спросить у других людей.
- Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования.
- Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
- Понаблюдать.
3 этап – обдумывание проекта. (20’)
Вы предложили тему проекта о животных. Каждая группа получит задание. Для этого вы должны задать себе вопросы:
- Что я знаю о животных?
- Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о животных?
Запишите свои ответы.
(В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учётом нового распределения на группы).
План действия в группе. (слайд15)
- Обсуждение задания (коллективно).
- Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
- Оформление задания («иллюстраторы»).
- Формулирование выводов («аналитики»).
- Применение результатов(«исследователи»).
Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.
(обсуждение цели урока).
«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.
(слайд 16)
- раздел «Животные»
- раздел «Влияние человека на животных».
- раздел «Отличие диких животных от домашних».
- раздел «Правила ухода за домашними животными»
Распределите задания внутри группы.
Приложение 1 (Приложения 1-5)
Внеурочная деятельность.
4 этап – исследование (2 часа)
подбор дополнительной литературы, работа в Интернете, библиотеке.
2-й урок
5 этап – Защита проектных работ. (слайд с 17 по 21)
Обобщение результатов и выводов. (1 час)
3 -й урок
6 этап – анализ успехов (с использованием видеоматериалов, сделанных в ходе защиты), коррекция недостатков. (30’)
Приложение 2 – отчёт о работе над проектом.
Приложение 3 – как я работал над проектом.
Прилагаемый готовый раздаточный материал.
(разработанный проект руководителем)
* для учителя (для подготовки к проекту)
- презентация / «Дикие и домашние животные».
- видео (мультфильм) «Кот, который гулял сам по себе»;
- короткометражный фильм «Жизнь с животными» (африканские улитки, пресноводные черепахи 6-й выпуск).
* для учеников:
- задании;
- раздаточный материал для каждой группы;
- альбомные листы для оформления разделов проекта;
- справочная литература;
- клей, фломастеры.
Требуемое оборудование для проведения проекта.
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)
Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point, Adobe Photoshop, Интернет.
Компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.
Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word, демонстрация Power Point или рукописный буклет.
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта.
Основные критерии оценки работы: (слайд 22)
- Самостоятельность при выполнении работы.
- Яркость оформления и оригинальность материалов с указанием источника.
- Полнота раскрытия темы.
- Иллюстрация исследования собственными фото- и видеоматериалами, рисунками, презентациями.
Приложение 4 – бланк жюри.
Приложение 5 – номинации.
Примеры ученических работ (1-3 примера) Призентация / «Мои домашние животные»
(слайд 23, 24)
Отзывы учеников
Серёжа А. «Мне очень понравилось, как я выступал со своей презентацией. Меня все слушали внимательно и дружно отгадывали загадки.»
Катя К. «Я узнала много интересного о жизни животных».
Влад М. «Мне очень понравилось работать над проектом, потому что тема была интересной».
Мнение учителя (руководителя проекта)
- На что следует обратить внимание при проведении проекта.
В ходе работы над проектом следует:
- учитывать возрастные особенности детей;
- поддержать интерес к работе, через нестандартные «загадочные» задания, положительные отзывы на каждом этапе проекта;
- Что можно улучшить при проведении подобного проекта.
Использование драматизации в ходе защиты проекта.
Литература (слайд 25)
- А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 2 кл., в 2 ч. – М.: Просвещение.
- А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 2 кл. в 2ч. – М.: Просвещение.
- Уроки построены на основе поурочных разработок по курсу «Окружающий мир». Авторы: О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.И. Гаврилкина энциклопедии
В презентации использованы ресурсы Интернет-сайтов:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html
- http://vector-indesign.ru/
- http://mp3.retroportal.ru/6.shtml
- http://www.blagovestnik.org/bible/children48.htm
- http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/
- http://www.museum-online.ru/Gallery