Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки.
Задачи
Познакомить:
- историей возникновения польских танцев «полонез» и «мазурка;
- с творчеством польских композиторов М.Огинского и Ф.Шопена.
Развивать умение:
- работать с текстом, находить в нём главные мысли и опорные слова;
- выразительно исполнять музыкальное произведение (звуковедение, дикция, пение в унисон, фразировка, динамика, интонация, ритм);
- анализировать музыкальное произведение.
Воспитывать эстетический интерес к музыке разных народов.
Структура урока
Организация начала урока
- Вход в класс
- Эмоционально-психологический настрой на урок
- Музыкальное приветствие
Основная часть
- Вокальная работа
- распевание (артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения на развитие голосового аппарата
- исполнение песни по желанию ребя
- Беседа по теме урока
- Рассказ учителя «Польская музыка» (презентация) и слушание музыки
- Работа в группах
- Презентация работы групп
- Знакомство с польской народной песней в обработке А.Сигединского «Кукушка»
- Слушание
- Разучивание
- Исполнение
- Практическое задание (Вопрос-тест)
Итог урока
- Подведение итогов - тестирование
- Выход из класса
Ход урока
1. Вход под звучание современной польской песни (приложение 1)
2. Эмоционально-психологический настрой на урок
Учитель: Улыбнитесь друг другу, начинается наш урок, я рада вашим улыбкам и надеюсь, что сегодня вы узнаете много интересного.
3. Музыкальное приветствие
Учитель: Прозвенел звонок, начался урок.
Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте!
4. Вокальная работа
- распевание (артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения на развитие голосового аппарата
- исполнение песни по желанию ребят
5. Беседа
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на музыку, которая звучала при входе в класс? Определите жанр данного музыкального произведения. (песня)
- Да, это была песня. Кто из вас знает на каком языке она прозвучала? (на польском)
- Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)
6. Рассказ учителя «Польская музыка»
Слайд 1
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с польской музыкой.
Слайд 2
Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.
Слайд 3
Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.
Слайд 4
Самые ранние из польских музыкальных композиций (например, манускрипты полифонической музыки, найденные в Старом Сонче), датируются XIII веком. Примерно в это же время была написана «Богородица», самая старая известная польская песня. Но первый известный польский композитор, Миколай Радомский, жил в XV веке.
Слайд 5
Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур(ка), оберег и куявяк.
Слайд 6
Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11
История происхождения танца:
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.
Интересно:
Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.
Слайд 12
В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами фигурам (променад, фонтан, веер, колонна, звездочка и другие). Музыкальный размер танца — ¾.
Типичный ритм полонеза
Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм.
Слайд 13
Сегодня на уроке мне хотелось бы вас познакомить с музыкой польских композиторов, музыка которых и сегодня трогает сердца слушателей.
Михаил Клеофас Огинский приобрел большую известность среди любителей музыки благодаря своему полонезу «Прощание с Родиной», о котором он говорил, что это «полонез не для танца». Задушевная мелодия не похожа на тему торжественного полонеза, лишь в средней части отчетливо слышится характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной.
Дата рождения: 25 сентября 1765
Место рождения: Гузув, Речь Посполитая
Дата смерти: 15 октября 1833 (68 лет)
Профессии: политический деятель; композитор
Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.
Слушание: М.Огинский, полонез «Прощание с Родиной».
Слайд 14, 15, 16, 17
История происхождения танца:
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век), который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Слайд 18
Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.
Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Типичный ритм мазурки
Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.
Слайд 19
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Слушание: «Мазурка» Ф.Шопена
7. Работа в группах «Знакомство с композитором»
Практическое задание 3: класс делится на 5 групп, каждой группе дается определенный отрывок из биографии Ф.Шопена (Приложение 2), необходимо найти, выделить и зачитать главные мысли.
8. Презентация работы групп
9. Вокальная работа:
- знакомство с польской народной песней «Кукушка» в обработке А.Сигединского (беседа о содержании);
- построчное разучивание песни;
- выразительное исполнение по группам.
10. Практическое задание 4 (Слайд 20):
Вопросы-тесты для закрепления нового материала:
- Танцы какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
- Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
- Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
- Музыка каких польских композиторов звучала сегодня на уроке? (Ф.Шопен, М.Огиньский)
- В какой стране закончился жизненный путь Ф.Шопена? (во Франции)
Д/З: нарисовать иллюстрацию к уроку «Польская музыка», составить по ней небольшой рассказ.