Приложение 1. Слайд 1
Я хочу начать лекцию со старинной горской легенды, услышанной писателем Анатолием Маркушей в далеком грузинском селении, которая потрясла меня до глубины души. Думаю, прослушав ее, вы догадаетесь, о чем пойдет наш разговор.
«Было у матери трое сыновей. Двое – дети как
дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал
таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын
был очень плохим человеком, мать любила и жалела
его… И случилось так, что после долгого
отсутствия негодный сын заявился домой и стал
безобразничать и обижать свою мать. В своих
бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались
соседи и стали укорять, срамить его, пытались
напомнить, сколько добра сделала для него мать и
сколько нанесенных ей обид простила. Но не внял
негодный сын словам людей, не унялся, а стал
грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и
не уйдут. Никто не поверил ему, никто не мог
поверить: как это можно убить родную мать? И не
ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил
мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех
окружающих, выбежал из дома на улицу с
кровоточащим сердцем в руках…
Он так торопился, что споткнулся о порог и
выронил из рук материнское сердце. Сердце упало в
придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди
услышали, как оно сказало тихим голосом матери:
«Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
– Вы, наверно, догадались, что речь пойдет о
материнской любви, об отношении детей к самому
близкому и дорогому человеку – к матери.
Приложение 1. Слайд 2
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их
Чтоб на дороге не упали.
И ни одна на свете мать,
Какими б ни были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Я не случайно затронула эту тему.
После того, как ребята посетили Дом престарелых в
станице Черноморской, где они показывали
концерт, посвященный Дню пожилого человека, у них
возник вопрос: «Почему эти бабушки и дедушки
остались одни, ведь у многих из них есть дети»?
Приложение 1. Слайд 3
Посмотрите на экран. (На экране
демонстрируются слайды стареньких, брошенных
женщин, просящих милостыню.)
Как вы думаете, есть ли у этих женщин дети? Почему
они просят милостыню? Почему им негде жить?
Наверное, их бросили? Почему так происходит? Не
грозит ли это нам?
Какие ошибки в воспитании допустили эти люди? На
эти вопросы попытаемся ответить сегодня.
Приложение 1. Слайд 4
Посмотрите на слайд. Почему же так случилось?
Нет на свете ничего бескорыстнее и сильнее любви
матери. Самое глубокое из родственных чувств –
материнское чувство. Любовь матери не зависит от
качества ребенка. Мать, и только она, может любить
малыша не за какие – то достоинства, а просто за
то, что он существует. Материнская любовь – это
трамплин, с помощью которого человек совершает
прыжок в жизнь.
Для любого ребенка Родина – в первую очередь –
это его семья. Именно в ней закладывается
фундамент и формируется личность будущего
гражданина Отечества.
Всем очевидно – «что посеешь, то и пожнешь». Так и
в семье: какие «ростки» пустят в душе своего
ребенка родители – таким он и вырастает: добрым
или злым, эгоистом или великодушным, трусом или
настоящим человеком. Любовь – это главная
заповедь, завещанная Богом людям. Человек,
обладающий чувством любви, никогда не предаст и
не обманет, не покривит душой и всегда протянет
руку помощи слабому. Такой ребенок станет
настоящим гражданином своей страны. Как же этого
добиться? Обратимся к истокам, сопоставим
отношения детей к старшим у казаков и в нынешнее
время.
Приложение 1. Слайд 5
Казачьи семьи были большими, иметь 7~8 детей
считалось вполне нормально. Воспитание у казаков
начиналось чуть ли не с младенческого возраста.
Свято соблюдалась заповедь: «Чти отца своего и
матерь твою, да благо те будет и будешь
долговечен на земли». Авторитет отца с матерью
был не просто непререкаем, а настолько почитаем,
что без благословения родителей не начинали
никакую работу, не принимали решения по наиболее
важным делам. Характерно, что этот обычай
сохранен в казачьих патриархальных семьях до
сегодняшнего дня. Непочитание отца с матерью
считалось за большой грех. В обращении с
родителями и вообще со старшими соблюдались
сдержанность, вежливость и уважительность. На
Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» –
«Вы, мама», «Вы, тату». Старшинство являлось
жизненным укладом казачьей семьи и естественной
необходимостью повседневного быта, что
скрепляло семейные и родственные узы и помогало
в формировании характера, которого требовали
условия казачьей жизни. Уважение старшего – одно
из главных обычаев.
Основой семейного воспитания были положительные
примеры боевых подвигов, безупречной службы
деда, отца, родственников, станичников. Будущих
воинов учили не теряться при любых
обстоятельствах, находить выход из любого
положения, стойко держаться и выживать в самых
трудных условиях, приходить на помощь не только
товарищу, но и любому станичнику в опасную
минуту, «не жалеть живота своего за други своя».
Сызмальства прививалось почитание родства:
крестных отца и матери, двоюродных братьев и
сестер, дядек, теток и всех других родственников.
И не без основания считалось: «Чем глубже и
обширнее корни, тем мощнее крона».
Детям не прощались вранье, грубость, окрики на
старших, строго запрещались азартные карточные
игры, игры с унижением личного достоинства. Одной
из особенностей казачьего воспитания являлось
то, что каждый старший по возрасту казак, казачка,
даже не родственники, могли не только сделать
замечание младшему, но и наказать за проступок.
Младшие же с уважением и почтительностью
относились к старшим, а при необходимости
помогали им по своим силам и возможностям.
Народная казачья педагогика считала, что в
основе успешного воспитания должны лежать
доброта и благожелательность.
Незаменимые помощники
Главный метод трудового воспитания в семье
казака-земледельца — систематическое и
всевозрастающее участие младших в хозяйственных
работах. К физическому труду детей приучали с 6-7
лет, поручая им нетяжелые, несложные работы:
пасти гусей, свиней, кормить птицу и т. п.
Сыновья-малолетки становились незаменимыми
помощниками матери с ее тяжелой долей жены
казака, почти все время занятого военной службой.
В 12 лет под бдительным оком и при
непосредственном участии мамани они выполняли
почти все полевые работы на своем казачьем пае —
пахали, сеяли, косили, возили молотилки…
И вот что важно: все выполнялось без принуждения,
уговоров, напоминаний. Дети сами находили нужную
в данный момент работу. Заметив, что в кадке или в
большой макитре, где держали питьевую воду, ее
уже мало, 9–10-летняя хозяюшка брала ведра,
коромысло и отправлялась по воду на Кубань.
Такого же возраста юный хозяин, играя в жмурки
или чижика, замечал, что соседи гонят скотину на
водопой, оставлял игру и выгонял свою. Он не
вникал в понятия «обязан», «должен», «твоя
работа», а знал только одно — ему «надоть»
сделать это сейчас.
Что мы наблюдаем в современной семье?
Большинство школьников считают своими
обязанностями выполнение школьных домашних
заданий, уборку детской комнаты, поход в магазин
за хлебом и все. Кто-то может возразить, что
изменились условия жизни, современная
технология облегчила наш быт. Это верно, но в
семье всегда много забот, только делятся эти
заботы, к сожалению, неравномерно, большей
частью, тяжелым грузом ложатся на плечи женщины
– матери. Часто ли вы задумываетесь над тем,
хорошие ли вы родители и справляетесь ли с
обязанностями воспитателей? Ребенок, имея перед
глазами пример родителей, не только подражает их
действиям, но и перенимает стиль их поведения.
Позиция родителей также оказывает влияние на
становление личности ребенка.
Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос: «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, – над этим как-то задумываться не приходилось. Иногда родители недооценивают своих детей. Оберегают их от всякой работы, как бы расчищая тропинку без дел и проблем. Они готовы все сделать для своего ребенка, освободить его от всех дел, придерживаясь принципа: «Успеют, наработаются», ведь «дети должны получать самое хорошее» – считают родители. А что из этого получается можно увидеть в сценке «Режим»
Действующие лица: учитель и ученик Вова.
– Вова, ты знаешь, что такое режим?
– Конечно! Режим… Режим – куда хочу, туда скачу!
– Режим – это распорядок дня. Вот ты, например,
выполняешь распорядок дня?
– Даже перевыполняю!
– Как же это?
– По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я
гуляю – 4.
– Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь,
каким должен быть распорядок дня?
– Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели.
Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.
– Хорошо…
– А можно еще лучше!
– Как же это?
– Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй
завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
– Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя
лентяй и неуч.
– Не вырастет!
– Это почему же?
– Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
– Как это с бабушкой?
– А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы
выполняем весь режим.
– Не понимаю – как это?
– Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку
выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку
постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я,
уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я,…
На примере этой детской сценки видно, что дети
быстро привыкают к помощи взрослых, выбирая для
себя только то, что им нравится. Вырастая, это
может перейти к потребительскому отношению. Ни о
каком уважении к старшим не может быть и речи.
Какие отношения складываются у вас с детьми?
Давайте поразмышляем над этим вопросом и
попытаемся выделить слагаемые родительской
любви, по необходимости пересмотреть отношение к
своему ребенку. И, возможно, нам не придется
встречать старость в Доме для престарелых.
Проведем тест.
– Запишите в строчку числа от 1 до 14.Таково
количество вопросов. При ответе на вопрос вам
надо поставить одну цифру: «да» – 2 балла,
«иногда», «отчасти» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая:
первая реакция – самая верная.
Приложение 1. Слайд 6
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть
взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли дети с вами по душам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных
заботах?
6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным
праздникам?
9. Хотят ли дети, чтобы на детских праздниках вы
были с ними?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи?
12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на
выставках, концертах?
13. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках,
туристических походах?
14. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с
ними?
Приложение 1. Слайд 7
Считаем количество набранных баллов.
Более 20. Ваши отношения с детьми в
основном можно назвать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно
оценить как удовлетворительные, но недостаточно
многосторонние. Вам следует подумать, как они
должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми
явно недостаточны. Необходимо принимать срочные
меры для их улучшения.
– Вы честно, не кривя душой, проанализировали
свои отношения с ребенком. Нисколько не
сомневаюсь в том, что все вы набрали большое
количество баллов и не один из вас не окажется в
старости на государственном попечении. Но если
кто-то обнаружил изъяны в отношениях с детьми,
еще не поздно все изменить, потому что наши дети
растут и меняются. Это первый звоночек для нас.
Необходимо остановиться и присмотреться к себе.
Жизнь прожить – не поле перейти. Всякое в жизни
случается. Желаю вам не терять никогда оптимизма,
всегда идти рука об руку с детьми.
Хочу закончить свою лекцию стихотворением М. П.
Мосур, поэтессы нашей школы, надеюсь, что ваши
дети всегда будут помнить Вас и отчий дом.
Приложение 1. Слайд 8
Когда земля уходит из-под ног,
И наступает день тяжелый самый,
Я вспоминаю дом и наш порог,
И на пороге молодую маму.Ее давно уже со мною нет,
Судьба меня испытывает круто,
Но глаз ее бездонных синий цвет
Меня спасает в трудную минуту.Хоть много в жизни мне далось с трудом,
Я за нее всегда держусь упрямо,
И у моих детей всегда есть дом,
Родной порог и на пороге мама.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок
маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите
круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты
у нас большой. Мы уже можем тебе доверить помыть
посуду ... .»
2. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные, так и жизненные интересы. Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе».
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
4. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Постарайтесь разобраться объективно; не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого и наоборот.
5. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
6. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности. («Ты можешь», «у тебя получится», «я в тебя верю».)
7. Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы.