Внеклассное мероприятие "Игра по станциям. Станция русского языка и развития речи"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени? Игра - это начало трудного пути к познанию. Она помогает учащимся усвоить грамматический материал, развивает любознательность, инициативу, эмоциональную память. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.

Cловесные, речевые игры необходимы не только на уроках словесности, русского языка и литературы, но и на уроках развития речи, индивидуальных коррекционных занятиях. Для чего нужны игры? У значительной части детей уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания сформирован недостаточно. В связи с этим возникают трудности в процессе обучения: дети не уверены в себе, не всегда способны сконцентрировать внимание, длительное время сохранять нужный темп работы, не в полной мере усваивают учебный материал, даже если он подобран индивидуально. В преодолении этих трудностей может помочь включение в урок игровых и занимательных упражнений, которые значительно повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции.

А.С. Макаренко придавал большое значение игре детей и сравнивал ее с работой взрослых. «Хороша игра, - говорил он, - похожа на хорошую работу, и плохая игра похожа на плохую работу. В каждой игре есть, прежде всего рабочее усилие мыслей».

Я работаю учителем-дефектологом, а также учителем русского языка и литературы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении открытая (сменная) общеобразовательная школа № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья (1, 2 и 5 вида). Наша школа является единственным учреждением, предоставляющим детям-инвалидам по слуху и речи различные образовательные маршруты (обучение на дневном отделении, совмещённое обучение в школе и профессиональных лицеях, заочное отделение).

В школе ежегодно проводится игра по станциям. В этой игре есть станция, посвящённая русскому языку и развитию речи. 12 апреля 2011 года была проведена игра, посвящённая 50-летию со дня первого полёта человека в космос. В связи с этим мы назвали станцию так: «Звёздные тайны русского языка». К игре были подготовлены 10 заданий. За каждый правильный ответ начислялись два балла. На уроке использовались разные формы работы: коллективная и индивидуальная, различные виды деятельности. Большинство заданий проецировались на экран с помощью проектора и компьютера, презентация к игре-уроку выполнена в программе Power Point, некоторые задания были в виде раздаточного материала, который надо было в письменном виде выполнить. Приглашаем Вас в космическое путешествие. Поехали! (Демонстрируется презентация).

E:\DCIM\100OLYMP\P4120785.JPG

Задания:

1. Разминка. Кто это? Что это?

Какой шоколад, реклама которого несколько лет назад не сходила с экранов телевизоров, носит астрономическое название? (МАРС)

E:\DCIM\100OLYMP\P4120786.JPG

2. Угадай-ка! (раздаточный материал) (Приложение 1).

Удалив повторяющиеся буквы, определи, за какой планетой наблюдает астроном. (САТУРН)

E:\DCIM\100OLYMP\P4120774.JPG H:\игра по станциям\IMG_4073-vi.jpg

E:\DCIM\100OLYMP\P4120788.JPG

3. Лучший словознайка! Найти синонимы. (космонавт – астронавт, космос – Вселенная)

  • космонавт
  • ракета
  • планета
  • спутник
  • космос
  • астронавт
  • Вселенная

4. Кто больше и быстрее? Вспомнить слова на тему КОСМОС.

E:\12.04.11.День Космонавтики\IMG_4070.jpg

5. Великий шифровальщик! Когда Юрий Гагарин вернулся на Землю после своего полёта, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел … (… как прекрасна наша планета!») (раздаточный материал)(Приложение 2)

Часть этого текста оказалась зашифрованной. Найдите ключ к шифровке и дополните фразу.

К (1,3,7) Е (6,21) Н (11,13,20) С (10) Ш (15) Л (18) П (4,17) Р (5,8)

А (2,9,12,14,16,19,23) Т (22) ! (24)

E:\DCIM\100OLYMP\P4120789.JPG

6. ВНИМАНИЕ! ПРОПАЛА БУКВА… Что здесь не так? Найдите слово, в котором пропала буква. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

(С)Путник в космосе летает,

Всю погоду в мире знает.

7. Разговорный или книжный? Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий разговорному стилю.

Юрий Гагарин ( был в космосе – посетил космос ) в 1961 году.

Медведь увёл медведицу с медвежатами ( на другую жилплощадь - в другую берлогу).

8. Весёлая этимологическая викторина.

Гуманоиды – это:

  • Многочисленные покупатели московского ГУМа.
  • Гуманные люди.
  • Инопланетяне.

9. Очень хитрый вопрос! Как звали первую женщину-лётчицу? (БАБА-ЯГА)

H:\игра по станциям\IMG_4078-vi.jpg

10. Шарада.

Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
    А вот второй есть у птиц, самолёта,
    Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
    Ну а четвёртый – тот дружит с расчёской,
    На голове он, зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает.
(ХВОСТ)

Ребятам очень понравилась игра, особенно было интересно на нашей станции русского языка. В конце игры провели анкетирование учащихся по проведению внеклассного мероприятия. Предлагаю Вашему вниманию ответы учащихся на некоторые вопросы.

Понравилась ли игра по станциям?

Какая станция тебе понравилась больше?

Данные второй диаграммы показывают, что детям очень понравилась станция русского языка и развития речи. В анкетах учащиеся подчеркнули, что на этой станции были наиболее интересные вопросы.

Таким образом, игра в школе является той незримой ступенью, которая помогает совершить плавный переход от простого к сложному этапу познания. Игра помогает снижению психических и физических перегрузок школьников.