В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназия имени А.С. Пушкина г.Шахты Ростовской области ведется преподавание ОБЖ во 2-4 классах выделено за счёт инвариативного часа . Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой область знаний, охватывающую теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Он предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания, и, различных видов деятельности человека, для определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни и основ личной гигиены.
Данный курс предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека. Учить учащихся определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать самозащиту и взаимопомощь в случае проявления опасностей.
Приведу пример игрового урока по теме: «Как могут стать опасными обычные домашние вещи» в 1 классе.
Тип урока: игровой урок – обобщение ранее усвоенных навыков.
Цель: формирование понятий «опасные предметы в помещении», «безопасность в доме», «причины опасных ситуаций в доме»; формирование мотивов к безопасному поведению в доме.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.
- закрепить умение находить выход из опасных ситуаций и как их можно избежать
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении нестандартных задач;
- развить способность к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в групповых и коллективных формах обучения;
- возбудить интерес к изучению предмета.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся внимательности, аккуратности, последовательности, чёткости в процессе выполнения заданий.
Материалы: компьютер, видеопроектор, проекционный экран, презентация «Домашние вещи могут быть опасными», песня домовёнка Кузи – запись, дидактические игры «Четвёртый лишний», круги для рисования, знак «проезд запрещён», мультипликационный «Уроки тётушки Совы».
Ход урока
1 слайд
I. Организационный момент
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по квартире. И в путешествие мы с вами возьмём своего старого знакомого.
2 слайд
Догадались кто это?
Правильно. (Звучит песня домовёнка Кузи)
Так кто же такой Домовой? По представлениям наших предков это дух, хранитель дома. Существо таинственное, способное совершать как добрые дела, так и не очень.
Считается, что в каждом доме живет домовой — покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах — под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.
Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково — очень уж он большой охотник до ласкового слова.
Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!»
Ну а мы с вами пригласили Кузю, чтобы показать и рассказать, как мы правильно умеем обращаться с домашними вещами и содержать свой дом в порядке.
II. Повторение пройденного материала
3 слайд – знак «Проезд запрещён»
– Что обозначает этот дорожный знак?
– А сегодня на занятии, он нам поможет определить, какие домашние вещи могут быть опасными, запрещены для самостоятельного пользования маленьким детям.
4 слайд – тема занятия
– Давайте вспомним, что же может быть опасным в доме?
III. Дидактическая игра «Обведи опасные предметы»
Детям предлагается обвести на иллюстрации опасные предметы, которые могут быть опасны. Давайте проверим и покажем Кузе, что же вы обвели.
5 слайд – проверка
6 слайд – колющие предметы
– Давайте вместе подумаем и расскажем Кузе, почему в эту комнату страшно войти.
– Да, первая опасность в доме – острые предметы.
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
7 слайд – лекарства
– Правильно, ребята, лекарства бывают очень опасны, и мы сейчас расскажем Кузе, что они нужны, если их выписывает врач. А здоровому человеку они могут сильно навредить.
Дети читают стихотворения:
8–10 слайды – на фоне чтения стихотворений.
Витамины и вкусны
И полезны, и важны.
Только помните, друзья.
Их без меры есть нельзя.
Доктор рассказать,
Как их нужно принимать.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.
Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Следующая опасность в доме Кузя – это бытовая химия
11 слайд – бытовая химия
– А это что такое?
Бытовая химия, т.е. стиральные порошки, средства для мытья посуды, вещества в аэрозольных баллончиках, например отрава для мух – это тоже очень опасно и нам трогать нельзя.
12 слайд – яд
Химикаты – это яд
И не только для ребят!
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить!
IV. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
13 слайд
– Путешествуем дальше по нашей квартире. Выберите лишний предмет из предложенных картинок. И какая следующая опасность? Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара. Давайте вспомним, какие загадки об электрических приборах мы знаем и загадаем их Кузе.
V. Загадки
14–19 слайды
И зимой, и летом
Холод в нём и лёд.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережёт.
Она висит под потолком,
Её подвески из стекла,
Её мы включим вечерком,
И станет комната светла.
Он сосёт и пыль и сор,
Чистит кресла и ковёр.
В доме мусор собирает
И ни разу не чихает.
Мокрые волосы после мытья.
Быстро сумею высушить я.
Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Бельё чистым возврати».
Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый»
– Уходя из комнаты или дома, обязательно выключайте электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Не подходите к оголённым проводам и не дотрагивайтесь до них руками.
VI. Новый материал
– Ну, что же поведём Кузю дальше путешествовать по квартире. А знаете ли вы, ребята, какая ещё есть опасность? Это опасность невидимая и неслышимая, которая тоже может привести к пожару.
20 слайд – газовая плита
Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. В-третьих, он может стать причиной пожара.
VII. Инсценировка стихотворения «Советы мамы»
21 слайд – кухня
На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
– К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи –
Сперва немного подрасти!
22 слайд
Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните 04.
– Газ – очень опасен. Поэтому вам необходимо запомнить правила:
23 слайд
- Почувствовав запах газа, срочно скажите об этом взрослым.
- Сразу же откройте окна и проветрите квартиру.
- Проверьте, закрыты ли краны на плите.
- Ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички.
- Позвоните по телефону 04.
– Очень часто утечка газа бывает причиной пожара. Скажите, ребята, что же мы должны сделать, если случился пожар.
24 слайд
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01,
Если к вам придёт беда –
Позвони скорей туда.
А если нет телефона –
Позови людей с балкона.
VIII. Просмотр мультфильма
– А сейчас мы познакомим Кузю с нашей старой знакомой тётушкой Совой, которая напомнить нам правила поведения дома.
IX. Закрепление материала
– Ребята перед вами три цветных круга. В зелёном круге нарисуйте то, что можно брать самому, без взрослых. В жёлтом – что можно брать на глазах у взрослых. В красном нарисуйте то, что могут делать только сами взрослые.
X. Итог занятия
Какие правила надо знать, чтобы жизнь в своём доме, в квартире стала безопасной.
25 слайд