Структура урока:
- Теория - 12 мин.
- Практика - 33 мин.
- Всего - 45 мин.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Организационная форма обучения: фронтальная (беседа), групповая, индивидуальная (тесты, работа с изображениями).
Режим обучения: интерактивный (работа в группах, тематический опрос домашнего задания, беседа).
Средства диагностики: тематический опрос, выполнение заданий.
Цель: формирование знаний о царстве грибов.
Задачи урока:
- Формировать знания о строении грибов и их классификации.
- Совершенствовать умение работать в группе, выполнять задания и тесты с использованием ИКТ; развивать логическое мышление.
- Прививать бережное отношение и любовь к природе.
Техническое обеспечение:
- Компьютер для учителя.
- Демонстрационный экран.
- Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: программы Microsoft Excel, PowerPoint.
Дидактическое обеспечение:
2. Книги: энциклопедии, дополнительная литература о грибах, книги с загадками.
Применение на данном уроке ИКТ дает учителю дополнительные возможности. С помощью интерактивных тестов педагог может быстро проверить знания учащихся по изученным темам. Использование презентаций расширяет кругозор учащихся и повышает у них интерес к изучению предмета.
Ход урока
Время | Часть занятия | Ход занятия | Параметры образования | ||||
Выбор учебной ситуации | Уровень усвоения | Метод обучения | Обратная связь | ||||
2 мин. | Орг. момент | Сообщается тема, цель урока, критерии оценивания, организуется личное пространство учащихся. | |||||
6 мин. | Тематический опрос домашнего задания. | Учитель производит опрос с
использованием Презентации1. Взаимопроверка ответов учащихся. |
Учащиеся действуют индивидуально по заданию учителя. | Воспроизведение знаний. | Репродуктивный | Индивидуально-содержательная | |
2 мин. | Актуализация знаний. | Постановка тематических вопросов
для всех учащихся: 1.С какими царствами живой природы мы уже знакомы? 2. Какие царства вы еще знаете? |
Серия вопросов. | Воспроизведение знаний. | Репродуктивный | Фронтально-содержательная | |
10 мин | Изучение нового материала: 1) групповая
2) фронтальная |
1. Учитель ставит перед каждой
группой задания, требующие от учащихся
творческого применения имеющихся у них знаний: 1 группа - на выданном рисунке подписать части строения гриба, 2 группа - вспомнить и написать названия грибов, классифицировать их; 3 группа - используя выданную учителем литературу, подготовить несколько загадок о грибах. 2. Выступление по 1-2 ученику от групп с комментированием выполненного задания. |
Постановка учителем перед
каждой группой заданий, требующих от учащихся
частичного поиска и использование имеющихся
знаний в новой ситуации.
Объяснение нового материала. Беседа учителя и учащихся. |
Частично-поисковая работа.
Творческое решение заданий с использованием
имеющихся знаний.
Усвоение нового материала. |
Частично-поисковый.
Объяснительно-иллюстративный |
Индивидуально-содержательная
Фронтально-содержательная |
|
5 мин. | Физическая пауза | Выполнение упражнений. | |||||
5 мин
4 мин |
3) фронтальная
4) индивидуальная |
Учитель объясняет новый материал с
использованием Презентации2. Учащиеся раскрашивают в рабочей тетради рисунки грибов, занесенных в Красную книгу. |
Объяснение нового материала.
Беседа учителя и учащихся. Учащиеся действуют индивидуально по заданию учителя. |
Усвоение нового материала. | Объяснительно-иллюстративный | Фронтально-содержательная
Индивидуально-содержательная
|
|
7 мин. | Закрепление: а) индивидуальная
б) групповая |
а. 1 ученик от каждой группы
выполняет задание учителя: подписать под
иллюстрациями название грибов. б. Ученики в группе разгадывают кроссворд о грибах. |
Учащиеся действуют
индивидуально по заданию учителя. Организация в группах частичного поиска по выполнению поставленного учителем задания. |
Воспроизведение знаний.
Постановка учителем перед группами задания, требующего от учащихся использование имеющихся знаний в новой ситуации. |
Репродуктивный
Частично-поисковый. |
Индивидуально-содержательная
Фронтально-содержательная |
|
3 мин. | Подведение итогов. | Учитель задает ученикам вопросы: Понравилось ли вам работать? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? Чему вы научились на уроке? | Серия вопросов учителя, ответы учащихся. | Воспроизведение знаний. | Репродуктивный | Фронтально-содержательная | |
1 мин. | Домашнее задание | Подготовить дополнительный
материал: 1)о ядовитых и несъедобных грибах; 2) правила сбора грибов; 3) оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, 4) пословицы и поговорки о грибах. |
|||||
45 мин. | Итого |
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты).
Учитель. Сегодня на уроке вы познакомиться с еще одним царством живой природы.
Для работы на уроке вы должны разделиться на 3 группы. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)
2. Тематический опрос домашнего задания (5 минут).
Но сначала мы повторим изученный на прошлом уроке материал. (Учитель производит опрос с использованием Презентации1.)
1. Фронтальный опрос (1 минута).
Посмотрите внимательно на экран и постарайтесь узнать, какое животное изображено на слайде? (Слайды № 3, 4, 5) Учитель открывает картинку по фрагментам.
2. Индивидуальный опрос (4 минуты).
Учащиеся пишут ответы на карточках, затем происходит обмен карточками в группе. Учитель выводит на доску правильные ответы - ученики сверяют и выставляют друг другу оценки (взаимопроверка).
3. Актуализация знаний (2 минуты).
Учитель. С какими царствами живой природы мы уже знакомы?
Ученики. Мы знаем о царствах растений и животных. (Учитель выводит на экран слайд № 3 Презентации2).
Учитель. Чтобы узнать с каким царством сегодня мы будем знакомиться, вы должны отгадать загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Ученики. Это гриб.
Учитель. Верно. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с царством грибов, узнает о них много интересного.
4. Изучение нового материала.
А. Работа в группах (5 минут).
Учитель. А теперь каждая группа получает для работы свое задание. (Задания напечатаны на листках.) Вы должны обсудить вопрос в группе и подготовить ответ на него. Отвечать будут 1 - 2 представителя от каждой группы, остальные участники группы могут помогать.
Задания для групп:
- 1 группа - на выданном рисунке с изображением гриба подписать части его строения. Если группе требуется помощь учителя, то учитель выдает группе листок с названиями частей строения гриба.
- 2 группа - на листе написать названия грибов и разделить грибы на группы (классифицировать их). Для выполнения этого задания учитель выдает группе дополнительную литературу (энциклопедии, книги о грибах).
- 3 группа - в имеющейся литературе найти и подготовить загадки о грибах.
Учитель дает группам время для подготовки ответов на задания, и, по необходимости, консультирует учащихся, помогает им тем самым прийти к верным ответам.
Б. Фронтальная работа (5 минут).
Потом представители от групп выступают с ответами перед всем классом.
Во время ответа учащихся от групп учитель демонстрирует подготовленный слайды из Презентации2:
- 1 группа - слайд № 4,
- 2 группа - слайды № 5, 6, 7, 9, 11, 13;
- 3 группы - необходимые слайды.
Таким образом, дети сверяют результаты своих выводов с верными ответами.
5. Физминутка (5 минут).
Учитель. Вы хорошо поработали, а теперь настало время всем отдохнуть.
Один из учеников (по желанию) выходит перед детьми и проводит спортивную разминку. Движения сопровождаются стихотворными строчками.
Мы к лесной лужайке вышли - поднимаем ноги выше:
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Вот мы в лес пришли - белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок, - положу их в кузовок.
6. Изучение нового материала.
А. Фронтальная работа (5 минут). Используя слайды № 6 - 13 Презентации2 учитель рассказывает дополнительный материал о разных группах грибов.
Б. Работа учеников в рабочей тетради (4 минуты).
Учитель. Откройте рабочие тетради на странице 55. Рассмотрите рисунки грибов. Они занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему?
Найдите в учебнике на странице 119 иллюстрации этих грибов. Раскрасьте грибы в рабочей тетради и подпишите их название.
7. Закрепление знаний. Выполнение заданий. (7 минут)
А. Индивидуальная работа. Выполнение заданий учителя.
Учитель. 3 учащихся класса, по 1 представителю от каждой группы, будут выполнять задания, которые я для них подготовила. Вам будут выданы иллюстрации грибов. Ваша задача - подписать названия этих грибов.
Б. Групповая работа.
Пока 3 учащихся выполняют индивидуальные задания учителя, остальные учащиеся в группе разгадывают кроссворд о грибах (Приложение1).
7. Подведение итогов урока (3 минуты).
Учитель. Понравилось ли вам работать на уроке? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? Чему вы научились?
Ученики отвечают на заданные вопросы, высказывают свое мнение об уроке.
Учитель. Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения А. Тарханова "Грибная тайга"
Пропах грибами каждый куст.
Под запашистой елью отлит из солнца жёлтый груздь,
Чуток поперчен прелью.
Волнушка издали видна - красавица с пелёнок, -
Она всегда окружена гурьбой своих сестрёнок.
И роща белая зовёт, у ней свои подарки:
Тут подберёзовик растёт, лисичка в шапке яркой.
От них приходим мы в восторг, мы все сегодня - дети.
Нарядный хитрый мухомор сердит на чувства эти.
Идём, как в сказку, по грибы, идём тропинкой узкой.
И не устанем от ходьбы грибной тайгой июльской.
8. Домашнее задание (1 минута).
Учитель. Дома вам нужно будет по своему выбору подготовить дополнительный материал:
- о ядовитых и несъедобных грибах;
- правила сбора грибов;
- оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами;
- пословицы и поговорки о грибах.