Русская история в произведениях музыки и изобразительного искусства. 10-й класс

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Знать:

  • О произведениях искусства исторического жанра
  • Об отражении событий русской истории в произведениях искусства
  • Об авторской позиции в данных произведениях искусства

Уметь:

  • Анализировать произведения искусства
  • Составлять собственные монологические высказывания

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация. Организация деятельности учащихся по принятию целей урока.

Учащиеся рассматривают набор информационных открыток «Историческая тема в произведениях живописи». (Приложение 1)

– Ребята, какие события изображают картины русских художников?

(Крещение Руси, татаро-монгольское иго, Восстание под предводительством Е. Пугачева, покорение Сибири Ермаком, Октябрьскую революцию и т.д.)

– А мог ли кто-нибудь из нас быть свидетелем этих событий?

ет, потому что это события прошлого)

1. Слово учителя, организация словарной работы

Мир, в котором мы живем, устроен так, что события прошлого навсегда исчезают из объективного восприятия человека. То, что "кануло в Лету", уже никогда не станет реально существующим, зримым.

– А как вы понимаете выражение «Кануть в Лету»?

Слайд 1

(Летой в греческой мифологии называлась река, отделявших от мира живых мрачное царство усопших. Воды этой темной и медленной реки несли забвение. «Кануть в Лету» значит: исчезнуть из памяти, быть поглощенным вечным забвением. Само наименование «Лета» означает по-гречески «забвение». )

– Тогда откуда мы знаем об этих событиях?

(Не только из исторических документов, но из произведений искусства)

Увидеть "своими глазами", к примеру, крещение князя Владимира или Полтавскую битву, строительство московского Кремля или отречение Николая II, увы, нельзя, однако у каждого человека есть возможность чуть-чуть приоткрыть завесу времени и взглянуть на застывшее мгновение той или иной ушедшей эпохи. Историческая тема издавна занимает в искусстве одно из ведущих мест.

2. Сообщение темы урока

Слайд 2

И сегодня мы поговорим об отражении русской истории в произведениях искусства. Такова и тема сегодняшнего урока.

Пожалуй, нет ни одного значительного художника, который не отдал бы дань историческому жанру. Поэтому не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова В.И. Сурикова «Чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником». Сегодня мы постараемся разобраться в справедливости этих слов.

3. Сообщение целей урока

Слайд 3

Поэтому на уроке

  • Проанализируем эпизоды русской истории и произведения искусства, созданные на их основе
  • Выясним, как отражается русская история в произведениях литературы, живописи, музыки, скульптуры
  • Оценим авторскую позицию в данных произведениях искусства

III. Новый материал.

Слайд 4

В русском искусстве историческая тематика зарождается в иконописи, где религиозные сюжеты часто окрашиваются реальными историческими событиями. Таковы иконы "Чудо о Знамение" (2-я половина XV в.) со сценами защиты Новгорода от суздальцев и "Церковь воинствующая"

Слайд 5

Постепенное приближение к реалистическому изображению исторических событий можно проследить в книжных миниатюрах "Лицевого летописного свода" и "Жития Сергия Радонежского", в которых события истории становятся смысловой доминантой.

Слайд 6

1. Отражение русской истории в произведениях Чистякова (живопись) и И. Матроса (скульптура)

Ребята, сейчас мне хотелось бы отправить вас в далекий XVII век. Посмотрите на картину Павла Петровича Чистякова «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». (1860г) Слева вы видите фигуру самого патриарха. Его деятельность совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, поработителям русского народа. Грамоты, рассылавшиеся святителем по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от поляков. В ответ на это поляки совместно с русскими изменниками насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога". Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Именно этот момент русской истории запечатлел художник.

Обратите внимание на поляков, изображенных на картине. Какова их роль в истории?

В августе 1610 года польские войска подступили к Москве с целью захвата Российского государства. Кто может рассказать об этом периоде нашей истории?

Рассказ подготовленного ученика:

Первыми против польских захватчиков выступили рязанцы. В рязани было создано народное ополчение. В марте 1611 года передовой отряд ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского занял окраину Москвы. Против поляков выступили и жители Москвы. Слабовооруженные отряды ополченцев и москвичей под ударами захватчиков вынуждены были отступить, Пожарский был ранен. К осени 1611 года центром ополчения стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста – торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города помочь всеми силами и средствами в создании нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Кузьма Минин прекрасно понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом к совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стягиваться отряды народных ополченцев со всех земель. Возглавил объединенное ополчение едва оправившийся от ран князь Дмитрий Пожарский. В конце октября силами ополченцев Москва была освобождена от польских захватчиков.

Слайд 7

– Итак, из рассказа о тех далеких временах мы поняли, что Минин и Пожарский – это герои-патриоты. Поэтому совсем не случайно на Красной площади в Москве им установлен памятник, автором которого является скульптор И. Мартос. Главный смысловой и идейный мотив в памятнике – страстный призыв к защите Отечества, призыв к действию, с которым обратился Минин к Пожарскому. При всем богатстве, разнообразии и движении объемов, при живости фигур композиция памятника по-классически уравновешенна и ясна. Меч не только духовно объединяет фигуры, но и четко определяет центр группы; щит, несколько отставленный в сторону, придает равновесие и трехмерность группе.

– Ребята, а почему русские герои 1611 года изображены в античных одеждах и на фоне античной архитектуры?

(В то время, когда жил и работал Мартос, в русском искусстве господствовал классицизм, который вдохновлялся героями и образами античности, провозглашал строгую, величавую, идеальную красоту, далекую от окружающей повседневности. Даже в картинах с сюжетами из русской истории персонажи обряжались в античные одежды и изображались на фоне античной архитектуры.)

2. Русская история в музыке

Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить вероятного кандидата на русский престол Михаила Романова.

Слайд 8

Подвиг героя увековечил в своем произведении великий русский композитор М.И. Глинка, написав оперу «Иван Сусанин».

Слайд 9

Сейчас я предлагаю вам послушать арию Ивана Сусанина из одноименной оперы. Во время прослушивания постарайтесь представить себе героя оперы, а так же поразмышляйте над вопросом «Какое чувство у автора и слушателей вызывает образ Ивана Сусанина»?

Звучит отрывок из арии Ивана Сусанина

(после прослушивания)

– Каким вы представили себе Ивана Сусанина оперы? Какова, на ваш взгляд авторская оценка героя?

(Сусанин предстает перед нами решительным и смелым защитником Отечества. Он предпочитает геройскую смерть жизни под гнетом иноземных захватчиков. Автор испытывает чувство гордости за истинный патриотизм простого русского мужика.)

3. Русская история в живописи

Слайд 10

А сейчас мне хотелось бы перенести вас в самый конец XVII века, в эпоху правления Петра I, а поможет нам в этом картина знаменитого русского художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Работа с учебным модулем И-типа.

Предлагаю вам прослушать медиалекцию, из которой узнаете не только о событии, изображенных на этой картине, но и о ее художественных особенностях. Во время прослушивания подумайте над вопросом: «Насколько реалистично удалось Сурикову передать эпоху правления ПетраI и образ самого царя».

(после просмотра модуля)

– Ребята, удалось ли вам погрузиться в эпоху Правления Петра I, «вдохнуть воздух прошлого»?

Слайд 11

Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: «Чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником». Думаю, мы все сейчас убедились в справедливости этих слов.

4. Русская история в литературе

Слайд 12

Сегодня мы уже говорили о том, что художники, музыканты и скульпторы отражали в своих произведениях историю нашей страны. Конечно, писатели и поэты в этом смысле не исключение. Конечно, назвать сегодня всех литераторов, обращавшихся к исторической теме невозможно. Вот лишь некоторые из них: М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой,

А вот перед вами портрет величайшего классика русской литературы А.С. Пушкина.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

– Ребята, как вы понимаете эти слова поэта?

(Для русского человека характерно уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, своей страны. Мы бережно храним память о минувшем, испытывая чувство гордости за светлые страницы истории, и чувство горечи за негативные ее моменты.)

Сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеосюжет. (Видеосюжет «Исторические произведения Пушкина».)

(после просмотра видеосюжета)

А.С. Пушкин обращался к исторической теме для того, чтобы показать славные страницы нашей истории, чтобы провести параллели между прошлым и современностью, чтобы сделать выводы из ошибок прошлого, а также для того, чтобы найти доказательства своим взглядам на события современной жизни. Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина на исторические темы.

Вот иллюстрация к трагедии «Борис Годунов». В своем произведении Пушкин описывает восхождение на русский престол Бориса Годунова. Монах Пимен, один из героев трагедии записывает современные ему события, чтобы оставить их для потомков. Как вы понимаете слова Григория:

Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева

(Пимен беспристрастен в описании исторических фактов)

А вот иллюстрация к поэме «Полтава». Уже само название говорит о том, что Пушкин описывает Полтавское сражение:

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон

В «Капитанской дочке» рассказывается история народного восстания под предводительством Е. Пугачева.

5. Русская история в скульптуре

Слайд 13

А сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на скульптуру, которую вы все хорошо знаете. Это скульптурная композиция В.Мухиной «Рабочий и колхозница». Предлагаю вам прослушать медиалекцию. Во время прослушивание подумайте над тем, как отразилась эпоха в данном скульптурном произведении? (ответ на слайде презентации)

Работа с учебным модулем И-типа.

IV. Самостоятельная работа

1. Заполнить таблицу

Название скульптурного произведения Разновидность скульптуры (круглая или рельефная) Вид скульптуры по содержанию и функциям (монументально-декоративная, станковая, скульптура малых форм) Техника создания данной скульптуры  Выразительные средства скульптуры
Скульптурная композиция В.Мухиной «Рабочий и колхозница» Круглая Монументально-декоративная Ковка, сварка Поза людей символизирует решительность в движении вперед. Уста их открыты, значит они легко, с песней идут по жизни. Шарф придает легкость величественным фигурам и усиливает их стремительность. Изображенные мужчина-рабочий и женщина-колхозница символизируют единство рабочего класса России XX века.

Слайд 14

2. Проверка самостоятельной работы

V. Итоги урока.

Слайд 15

Итак, я думаю, вы убедились сегодня, что в творчестве художников, скульпторов, музыкантов, писателей и поэтов всегда находит отражение история страны. Давайте вспомним цели урока и подведем итоги.

Слайд 16

(после озвучивания итогов, отраженных в схеме)

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним свое назначение.
Ж. Фабр

Ребята, я верю, чтобы ваши дети и внуки будут жить благодаря вашему труду, благодаря силе ваших рук и вашего ума. Мне очень хотелось бы, чтобы они изучали историю нашей страны не только по историческим документам, но и по произведениям искусства, в которых нашли бы отражение ваши славные свершения и подвиги.

Слайд 17

VI. Домашнее задание.

  • Выучить записи в тетрадях, повторить материал информационных модулей;
  • Пополнить набор информационных открыток по теме «Историческая тема в произведениях живописи» (4-5 штук).