Тип урока: бинарный урок.
Формы урока: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесно-иллюстративный рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка с музыкальным сопровождением.
Цель: знакомство с историей бисера, а также подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- формирование и развитие знаний, умений и навыков при работе с бисером;
- формирование обучения технологии нанизывания бисера на нить;
- формирование правил безопасной работы и соблюдения санитарно-гигиенических требований;
- формирования овладения основными способами точного выполнения технологических операций;
- формирование познавательного интереса учащихся к предмету;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности;
- формирование знаний о технике бисероплетения.
Межпредметные связи:
- ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, иголка);
- История, география – сведения об истории возникновения бусин и бисера;
- Математика – использование определенного количества бусинок.
- МХК – сведения о традициях народного декоративно-прикладного творчества.
Материально-техническое оснащение: кабинет – парта, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Методическое оснащение урока:
- материально-техническая база: инструменты (ножницы, иглы для бисера) и приспособления (тарелочки для бисера, линейка), материалы (бисер двух цветов, капроновые нитки в тон бисера, образец простой цепочки из бисера);
- дидактическое обеспечение: Презентация об истории бусинки и бисера, а также схемы и поэтапное изготовление изделия (на интерактивной доске и для каждого ученика на партах); рабочая тетрадь, дополнительная литература;
- учебно-техническая документация: «Технологическая последовательность изготовления простой цепочки в схемах и образцах».
Словарь:
- Усхи – ожерелья Солнца.
- Сни'зки – "нитка бус, носимая как ожерелье". От низа'ть.
- Унты (от эвенкийского унта – обувь), название меховой обуви. 1) Короткая обувь у эвенков из оленьих камусов (шкур с ног), украшенная кусочками песцовых или заячьих камусов, цветным сукном, бисером.
- Нганасаны – (самоназвание – ня), народ в Российской федерации, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, в Красноярском крае.
№ |
Этапы урока |
Время |
Методы |
Работа учащихся |
Работа учителя |
1 | Организационная часть | 1 мин | Фронтальная форма работы | Дежурный отвечает | Готовность и состав учащихся |
2 | Повторение пройденного материала. Актуализация знаний. | 4 мин | Блиц опрос, фронтальная форма работы | Отвечают на вопросы учителя быстро. | Задает вопросы учащимся |
3 | Изложение нового материала | 25 мин | Словесный: (рассказ); наглядный: демонстрация наглядных пособий(презентация) | Слушают учителя, записывают в тетради краткие тезисы | Изложение нового материала. |
4 | Физкультминутка | 2 мин | Выполнение специальных упражнений | Выполняют движения под музыку | Проводит физкультминутку |
5 | Закрепление полученных знаний | 5 мин | тестирование | Ответы учащихся | Провести тестирование. |
6 | Вводный инструктаж | 8 мин | Словесный: устное изложение (объяснение); наглядный: демонстрация наглядных пособий. |
Слушают учителя, знакомятся с порядком работы. | Знакомит учащихся с порядком самостоятельной (практической) работы, временем, критериями оценивания. |
7 | Изложение техники поэтапного низания изделия | 10 мин | Словесный: (рассказ); наглядный: демонстрация наглядных пособий(презентация) | Слушают учителя, выполняют этапы плетения | Изложение техники поэтапного низания изделия |
8 | Практическая работа | 30 мин | Практический: ( метод самостоятельной учебной работы, можно в парах). Дифференцированный подход к учащимся. |
Самостоятельная работа учащихся:
“Подбор двух сочетающихся по тону цветов и
размеру бусин или бисера ”. Практическая работа – изготовление простой цепочки. |
Целевые обходы: 1-й обход –
проверить организацию рабочих мест; Провести приемку и оценку работ. |
9 | Заключительный | 5 мин | Наглядный, словесный, фронтальная форма работы. |
Разбор допущенных ошибок. Записывают д/з. |
Анализ характерных ошибок и их
устранение. Сообщение оценки работы каждого учащегося. Домашнее задание: “составить кроссворд на тему «Рукоделие». |
ХОД УРОКА
1. Организационная часть – 1 мин
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к занятию.
2. Повторение пройденного материала – 4 мин.
2.1. Проверка знания материала прошлого
занятия.
2.2. Вопросы к группе:
- Что такое рукоделие? (Рукоделие – это ручная работа или ручной труд)
- Когда и как появилось рукоделие ? (Рукоделие издавна являлось главным занятием женщин разных классов и сословий.)
- Для чего нужно человеку заниматься рукоделием? (Ответы детей)
- Какие виды рукоделия вы знаете? (Это вязание и шитьё, вышивка и макраме, коллажирование и оригами, лепка и выжигание, рисование и бисероплетение, батик и все виды росписей, а так же многое-многое другое.)
- Какие виды рукоделия вы хотели бы освоить? (Ответы детей)
3. Изложение нового материала – 25 мин.
3.1. Рассказать учащимся об истории стеклянной бусинки и бисера. Приложение 1 (презентация) Приложение 2
4. Физкультминутка – 2 мин. Приложение 3
5. Закрепление полученных знаний – 5 мин. Приложение 4
5.1 Тестирование
6. Вводный инструктаж – 8 мин.
6.1. Рассказать о технике безопасности при
выполнении ручных работ с колюще-режущими
предметами и при работе с бисером. Объяснить
технологию выполнения самостоятельной работы,
временем, критериями оценивания.
6.2. Запись в тетрадь правил ТБ.
7. Изложение техники поэтапного низания изделия – 10 мин. Приложение 1 Приложение 5
7.1. Рассказать о технике низания бисера или
бусин (самый популярный в настоящее время, быстро
возрождающийся вид бисерного рукоделия).
7.2. Демонстрация готового изделия.
7.3. Раздать каждому учащемуся «Схемы поэтапного
изготовления изделия» – Приложение
5
8. Самостоятельная работа учащихся – 30 мин.
8.1. Текущий инструктаж – целевые обходы.
8.2. 1-й обход – проверить организацию рабочих
мест;
8.3. 2-й обход – проверить правильность выполнения
последовательности задания;
8.4. 3-й обход – проверить правильность
изготовления изделия, осуществление учащимися
самоконтроля.
Провести приемку и оценку работ.
9. Заключительный инструктаж – 5 мин.
6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3. Домашнее задание “составить кроссворд на
тему «Рукоделие»”.
10. Литература
- Марина Ляукина Бисер Основы художественного ремесла Москва «АСТ-ПРЕСС», 1998, 173 стр.
- Татьяна Несмиян Ювелирные украшения из бисера и самоцветов Москва «Эксмо», 2006, 63 стр.
- Специальное приложение к журналу «Чудесные мгновения» №3 (27)/2005, 24 стр.