Продолжительность занятия: 45 минут.
Место занятия в учебном плане: учащиеся умеют работать в операционной системе Windows XP, знакомы с некоторыми видами обработки графических файлов в программе Adobe Photoshop.
Цели занятия: формирование у учащихся представления об информационной технологии «чистки» фотографии, в частности, знакомство с новым инструментом «штамп» и выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- актуализация знаний и умений учащихся по технологии работы в графическом редакторе Adobe Photoshop для обработки фотографий;
- знакомство учащихся с технологиями и приёмами исправления дефектов фотографии;
- формирование у учащихся умений и навыков обработки графических изображений в графическом редакторе Adobe Photoshop.
- Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование информационной культуры учащихся.
- Воспитательные:
- формирование трудолюбия;
- формирование критического мышления при восприятии, анализе и создании обновления графического изображения;
- развитие навыков творческого самовыражения средствами ИКТ.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оснащение занятия:
- Компьютеры с установленным на них программным обеспечением:
– операционная система
– графический пакет Adobe Photoshop
- Мультимедийный проектор
- Презентация сопровождения занятия
- Раздаточные материалы (карта с заданием, алгоритм работы для занятия и оценочный лист с перечисленными критериями для оценивания работы учащегося)
- В общей папке для учащихся – в электронном виде заготовки – иллюстрации для обработки и закрепления материала.
План занятия:
- Организационные моменты.
- Постановка цели занятия.
- Повторение материала предыдущих занятий.
- Задание размера нового файла
- Настройки параметров инструмента «кисть»
- Назначение и использование инструмента «палец»
- Объяснение нового материала.
- Основные понятия.
- Настройки параметров инструмента «штамп»
- Приёмы работы с инструментом «штамп» и «палец», применяемые для удаления лишних объектов в фотографии
- Практическая работа.
- Закрепление нового материала путем удаления лишних фрагментов на подготовленных изображениях.
- Оценивание работ учащихся.
- Подведение итогов занятия.
Приложение: раздаточный материал к занятию (карта с заданием, алгоритм работы для выполнения задания и оценочный лист для оценивания работ учащимися), заготовленные изображения для работы в электронном виде)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационные моменты
Педагог приветствует учащихся, напоминает, что
на протяжении нескольких занятий осваивались
информационные технологии работы на компьютерес
обработкой графических изображений, менялся
масштаб изображения, применялся инструмент
«Кисть», менялись настройки кисти.
Постепенно переходим к постановки цели занятия.
2. Постановка цели занятия
В начале педагог спрашивает у учащихся «Как можно удалить лишний объект из изображения?» Учащиеся должны ответить «Методом заплатки, т.е. мы копируем часть области изображения, расположенного рядом с объектом удаления, и закрываем удаляемый объект». Но такой способ не всегда пригоден, и он является не очень качественным. Целью данного занятия является: знакомство с технологией чистки изображения путём применения инструментов «Штамп» и «Палец». Эти два инструмента работают по принципу инструмента «Кисть». Поэтому вначале необходимо вспомнить принципы настройки кисти. Для облегчения работы по составлению конспекта занятия и экономии времени учащимся предоставляется раздаточный материал «Задание на занятие» и «Алгоритм работы чистки фотографии» – см. Приложение 1 и Приложение 2.
3. Повторение материала предыдущих занятий
Используется раздаточный материал, представленный в Приложении 1. Учащиеся начинают работать по команде педагога. Сначала создают в среде Adobe Photoshop новый файл: размером 30х30 см, настраивают цвет и проводят кистью различного диаметра разные штрихи. Используются кисти как с жесткими краями, так и с мягкими. Затем инструментом «Палец» эти штрихи размываются. У данного инструмента необходимо изменять диаметр. Изменение настроек «Кисти» и «Пальца» неслучайны. Они будут нужны при настройке нового инструмента «Штамп».
4. Объяснение нового материала
Для сопровождения занятия используется
презентация – Приложение 8.
Раскадровка презентации представлена в Приложении 3. Сначала
педагог показывает реальные фотографии, в
которых необходимо убрать лишний объект
(электрический высоковольтный провод,
присутствующий на фоне конной скульптуры
Александру Невскому; дефекты на старинных
фотографиях. Все фотографии имеют цифровой вид.
По алгоритму, приведённому как раздаточный
материал (он находится у учащихся в Приложении
2), педагог показывает метод чистки
фотографий с применением инструмента «Штамп».
Штамп используется для выделения области
выделения изображения и копирование её в другом
месте. С его помощью и можно убирать лишние
объекты из фотографии (как сами объекты, так и
дефекты). Выбрав инструмент «Штамп» и удерживая
клавишу ALT, необходимо щелкнуть левой кнопкой
мыши по нужному объекту для клонирования. После
этого, отпустив клавишу ALT, необходимо щелкнуть в
другом месте изображения, чтобы скопировать туда
выбранный фрагмент. У инструмента «Штамп»
имеются настройки, аналогичные инструменту
«Кисть». Педагог показывает учащимся чистку
фотографий на примере файла Рисунок1.JPG (убираем
лыжника из фотографии) и исправление дефектов
старой фотографии на примере файла Рисунок 3.JPG
(см. Приложение 4).
Учащиеся внимательно следят за алгоритмом,
представленном в раздаточном материале. После
объяснения нового материала, педагог
демонстрирует из презентации применение данного
приёма чистки фотографий на практике.
5. Практическая работа
Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют упражнения за компьютером. Задание сформулировано в раздаточном материале для учащихся. По образцу необходимо вычистить фотографии Рисунок 1.JPG и Рисунок 2.JPG. Кто быстро справится с предложенным заданием – тот приступает к чистке фотографий Рисунок 3. JPG, Рисунок 4. JPG (на фотографии 3. JPG необходимо убрать дефекты со старой фотографии; на фотографии Рисунок 4. JPG – убрать провод из конной скульптуры, причём как на самой скульптуре, так и на фоне неба).
6. Оценивание работ учащихся
На занятии каждый учащийся должен выполнить обязательно две работы (как было сказано выше, отредактировать фотографии Рисунок 1. JPG и Рисунок 2. JPG). Оценивается работа Рисунок 2. JPG. По мере выполнения учащимися задания, педагог копирует по сети выполненные работы и обезличивает их. Для себя он фиксирует фамилию каждого учащегося и оценивает работу каждого по соответствующему критерию. В раздаточном материале для учащихся находится оценочный лист (Приложение 5). По команде педагога учащиеся его достают, педагог на проекторе демонстрирует поочерёдно обезличенные работы учащихся и учащиеся выставляют свои критерии оценивания каждой работы. Это даёт возможность учащимся включиться в оценочную деятельность. Тем самым, у них срабатывает оценка и самооценка. Как показывает практика, свою работу при демонстрации они находят безошибочно и самокритично относятся к оцениванию. Педагог оценивает работы учащихся по ведомости, представленной в Приложении 6.
7. Подведение итогов занятия
Педагог задаёт вопрос учащимся: «С какими
новыми понятиями, технологиями Вы сегодня
познакомились?» Учащиеся должны назвать
основные понятия: инструмент «Штамп», назначение
этого инструмента, определение.
В самом конце занятия обязательно должна быть
физкультминутка для разгрузки напряжения глаз.
PS: В начале следующего занятия учащимся предлагается тест по теме: «Редактирование изображения в графическом редакторе Photoshop методом удаления лишних объектов». Вариант теста для учащихся, материалы для педагога, оценивание результатов тестирования и работ приведены в Приложении 7.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4