Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Проект на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста».
Актуальность:
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль
Проект познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: учебный год (сентябрь – май)
Цели проекта:
- Сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни и обеспечивать максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания мира.
- Изучить особенности отношения каждого ребёнка к своему здоровью и выявить уровень сформированности его представлений о здоровом образе жизни;
- Расширить и углубить представления детей о правилах личной гигиены, путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
- Сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью и понимание собственной ответственности за поддержание своего организма в естественном, здоровом состоянии;
- Помочь детям освоить навыки здорового образа жизни;
- Развивать ребёнка как субъекта познания.
Поэтапное выполнение проекта
I этап (подготовительный)
с 15 по 30 сентября – комплексная диагностика.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Последний пункт важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
II этап (основной) октябрь – апрель
Реализация намеченных планов
На этом этапе (помимо организационной деятельности) педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети распределяются в рабочие группы и распределяют роли.
Основные направления работы с детьми:
- комплексная диагностика культуры здоровья детей;
- физкультурно-оздоровительная работа и образовательная деятельность:
- занятия по физической культуре (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные, спортивные праздники);
- система закаливающих процедур (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», прогулки, соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, физкультминутки);
- оздоровительные технологии (точечный массаж, пальчиковая, дыхательная гимнастики, витаминотерапия, профилактический приём оксолиновой мази для носа, фитонцидотерапия, аромотерапия, креотерапия);
- консультативно-информационная работа (индивидуальные устные консультации, папки-передвижки, уголок здоровья);
- цикл бесед о здоровье, человеке и его поступках, привычках, правильном питании.
Модель реализации проекта:
- практические игры — тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения;
- тематические выставки детских работ: «Мы рисуем улицу», «Мы жить желаем в мире без пожаров»
- групповой конкурс рисунков «Зимние виды спорта», «Если хочешь быть здоровым...»;
- сочинение сказки «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили»;
- подборка дидактических игр; художественных произведений; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок.
- подборка занятий, бесед, досугов, развлечений;
- цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;
- цикл консультаций для педагогов и родителей;
- спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- рассуждалки «Что такое здоровый образ жизни?»
Ресурсное обеспечение проекта:
- уголок здоровья;
- спортивный уголок в группе;
- дидактические игры, настольно-печатные игры;
- центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр
- «Аптека», «Поликлиника с разными отделениями».
- центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, А. Барто и других писателей.
- плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Участники проекта:
- дети;
- педагог;
- родители.
Диагностический материал подготовительной к школе группы компенсирующей направленности №10 (слайды 9–12)
III этап (заключительный) апрель
Выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме.
Систематизация собранного материала по теме.
Тематический план в подготовительной группе
Название проекта | Тема блока | Темы занятий | Вид деятельности и формы работы | Работа с родителями |
«Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» | «Я и моё тело» | Познавательное занятие «Сердце свое сберегу, сам себе я помогу» | Рассматривание иллюстраций из книги Г. Юдина «Главное чудо света» («Кровообращение»). Чтение: Г.К. Андерсен «Снежная королева», Ю. Олеша «Три толстяка». Игры: «Великий труженик и волшебные реки», «Что ты знаешь о сердце». Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника с разными отделениями», «Аптека». |
Консультация «Берегите сердце пока оно бьется» |
Познавательное занятие «Как мы дышим» | Рассматривание иллюстраций С. Козловой «Я – человек». Беседа на тему «Для чего мы дышим». Чтение «Как медведь трубку курил» С. Михалков, Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Ю. Прокопович «Зачем носик малышам». Дыхательная гимнастика. Игра «Узнай по запаху». |
Консультация «Лечебная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей» | ||
Познавательное занятие «Пищеварительный тракт» | Рассматривание иллюстраций в книге «Ты и твоё тело». Беседы на темы: «О профессии повара», «Полезная и вредная пища». Чтение Ю. Тувим «Овощи», Драгунский «Мишкина каша». Загадки об овощах, фруктах, ягодах, грибах. Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Столовая», «Семья». |
«Питание и здоровье дошкольника» | ||
Познавательное занятие «Будем стройными и красивыми» | Рассматривание иллюстраций С. Козловой «Я – человек». Беседа на тему: «Следи за своей осанкой». Чтение С. Маршак «Великан», А. Барто «Я расту», Кэрролл «Алиса в стране чудес», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Багрян «Маленький спортсмен». Дидактическая игра «Покажи отгадку». |
Консультация «Как сформировать правильную осанку» | ||
Интегрированное занятие «Волшебная страна – Здоровье» | Беседы: Как сохранить здоровье», «Правила безопасной жизни», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа-размышление «Что такое здоровый образ жизни?». КВН «Если хочешь быть здоровым». Чтение: С. Михалков «Прививка», К. Чуковский «Айболит», «Приключения в стране здоровья» Л. Либерман, В. Ланцетт. |
«Семь заповедей, чтобы сохранить жизнь детям» | ||
«Основы безопасности жизнедеятельности детей» | Интегрированное занятие «Безопасность на дороге» | Рассматривание иллюстраций «Улица города». Беседы: «Знай и выполняй правила дорожного движения». Викторина «Что? Где? Когда?». Чтение: Я. Пишумов «Про правила дорожного движения», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Сказка про город дорожных знаков». Экскурсии: Устройство проезжей части: «Лежачий полицейский», «Зебра», дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». |
Консультация «Родителям о правилах дорожного движения» | |
Комплексное занятие «Огонь – судья беспечности людей» | Рассматривание иллюстраций на тему возникновения пожара. Беседы «Пожар в квартире», «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой», «Огонь – друг, огонь – враг». Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К. Оленев «Пожарная машина». Игра драматизация «Кошкин дом». Экскурсии по детскому саду «Пути эвакуации при пожаре». |
Консультации: «Детская шалость с огнём», «Безопасность в вашем доме» | ||
Познавательное занятие «Опасные ситуации с незнакомыми людьми» | Беседы: «Если чужой приходит в дом», «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений». Чтение: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Аксаков «Аленький цветочек» Г.К Андерсен «Золушка», Толстой «Приключения Буратино». Инсценировка сказок: «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка. |
Консультация «Основы личной безопасности дошкольника» | ||
Интегрированное занятие «Ядовитые грибы и ягоды» | Беседы: «Загрязнение окружающей среды», «Бережное отношение к природе». Рассматривание иллюстраций «Съедобные и ядовитые грибы», «осторожно, ягоды!». Составление книги «Жалоб грибов и ягод». Игра-викторина «Знатоки природы». |
Консультация «Отравления ядовитыми грибами» «Рекомендации по обеспечению безопасности детей летом» |
IV этап. Презентация проекта (май)
Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (педагогам и родителям) продукт собственной деятельности.