Образовательная программа "Французский язык на компьютере"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

1. Направленность образовательной программы

Образовательная программа имеет гуманитарную направленность и предполагает углубленный уровень освоения. Она представляет собой мультимедийный курс французского языка, является дополнением к предмету « Французский  язык» и предполагает формирование коммуникативной компетенции, т. е. способности правильно использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения.

2. Краткая характеристика

Данная образовательная программа состоит из двух блоков, рассчитанных на два учебных года каждый. Они могут использоваться независимо друг от друга, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Данная программа предполагает сформированные навыки чтения, а также формирующиеся лексический и грамматический навыки, т.е. она рассчитана на детей, ранее изучавших французский язык.

В процессе обучения  происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности. В основе программы лежит коммуникативный подход, т.е. максимальное приближение процесса обучения к ситуации реального общения. Учащиеся  совершенствуют умения понимать французскую речь, пополняют свой лексический запас, учатся правильно реагировать на услышанное/прочитанное, корректно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения.
Данный курс представляет собой выборку учебных сайтов, предназначенных для изучения французского языка благодаря методике обучения, разработанной специально для компьютерного обучения языкам, большому объему специально подобранного учебного материала в совокупности с высоким качеством звука и средствами контроля за полнотой изучения.
Фонетический курс озвучен дикторами носителями языка.
Уникальная система распознавания речи позволяет отрабатывать произношение, общаясь с компьютером через микрофон.
Дети в увлекательной и интересной форме изучают лексику по следующим темам:

  • Цифры.
  • Цвета.
  • Продукты питания.
  • Повседневные выражения.
  • Части тела.
  • Время.
  • Покупки.
  • Страны.
  • Одежда.
  • Путешествие.
  • Еда.
  • Школа.
  • Досуг.
  • Животные.

3. Актуальность и новизна

Наш город, являясь крупнейшим туристическим центром, также как возросшее число поездок, международных обменов школьниками, стремительное развитие новых технологий – общение через интернет, появление совместных преприятий и т.д.  – все это создает много возможностей для коммуникации и требует навыков межкультурного общения, понимания национальных особенностей и  толерантного восприятия той или иной культуры.
Новизна программы в том, что в ходе занятий используются исключительно франкоязычные образовательные  сайты. Программа знакомит учащихся с реалиями Франции, помогает им преодолеть «языковой барьер», готовит их к коммуникации в иноязычной среде.

4. Педагогическая целесообразность

Данная программа личностно ориентирована, т.е. она учитывает интересы, потребности учащегося, развивает индивидуальные способности каждого, формирует духовно богатую, образованную личность, уважающую культуру и традиции страны изучаемого языка, формирует навыки самообразования и способствует самореализации личности.

5. Цель

Основной целью данной программы является расширение и углубление знаний французского языка и  дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), то есть способности и реальной готовности обучающихся осуществлять иноязычное социальное общение на  французском языке, в том числе и в франкоязычной среде.

6. Задачи

– овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения;
– расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой и новыми значениями известных слов и новых слов, основанных продуктивным способом словообразования;
– знакомство с  правилами вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной сфер общения в иноязычной среде
– развитие умений общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых обучающемуся тем и видов деятельности;
– развитие умений поддерживать разговор на бытовые темы;
– развитие умений начать и поддержать беседу на изученные темы;
– развитие умений принимать участие в диалогах на знакомые/ интересующие учащихся темы;
– формирование умений общаться в ряде ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка (например, купить нужные товары/продукты, забронировать комнату в отеле, спросить/объяснить путь);
– развитие умений строить простые связанные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях;
– развитие умений кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения;
– формирование умений писать простой связанный текст на знакомые/ интересующие учащегося темы;
– формирование умений писать письма, выделяя события или впечатления, которые являются особенно важными.

7. Условия реализации

Программа состоит из двух блоков по 32 часа каждый. Каждый блок рассчитан на два учебных года (первый блок – 3-5 кл, второй блок – 5-7 кл.), занятия проводятся  1 раз в неделю. Вся программа составляет 64 часа и рассчитана на 2 учебных года. Возраст учащихся 10-113 лет. Занятия проводятся в группах – 10-12 человек.

8. Формы и методы проведения занятий

Форма организации деятельности учащихся на занятиях индивидуальная и работа в парах.
Формы проведения занятий: индивидуальная работа за компьютером. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, сообщение, изложение материала, аудио-текст, информирование), наглядные (фильмы, аутентичные документы – брошюры, билеты на поезд, реклама и т.д.,интерактивные упражнения), практические методы (применение знаний на практике, совершенствование навыков говорения), репродуктивные методы (воспроизведение по образцу), игровые методы (игровые моменты), творческие методы, поисковые, самостоятельной работы и др.

9. Ожидаемые результаты

По окончании первого блока (3-5 кл) учащийся будет:
Аудирование
– понимать фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для обучающегося тем (основная информация о слушающем, его семье, покупках, работе, месте, где живет);
– понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях.
Чтение
– понимать короткие тексты;
– найти конкретную, легко предсказуемую информацию в текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях.
– понимать простые письма личного характера.
Говорение
Диалог
– общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых обучающемуся тем и видов деятельности;
– поддерживать краткий разговор на бытовые темы.
Монолог
– используя простые фразы и предложения, рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, настоящей или прежней работе.
Письмо
– писать простые короткие записки и сообщения.
– написать несложное письмо личного характера.
По окончании второго блока (5-7) учащийся будет:
Аудирование
– понимать основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные слушателю темы, с которыми ему приходится иметь дело на работе, в школе, на отдыхе и т.д.
Чтение
– понимать описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера
Говорение
Диалог
– начать и поддержать беседу на изученные темы, например, «семья», «мой день», «мои планы» и др.
– принимать участие в диалогах на различные темы (например, «семья», «хобби», «работа», «текущие события»)
– общаться в ряде ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка (например, купить нужные товары/продукты, забронировать комнату в отеле, спросить/объяснить путь)
Монолог
– строить простые связанные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях
– кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения.
Письмо
– писать простой связанный текст на различные темы
– писать письма, выделяя события или впечатления, которые являются для учащегося особенно важными.
Формы определения результативности: проверочные задания, собеседование, тесты.

10. Формы подведения итогов реализации программы

В ходе обучения проводятся следующие виды контроля:
текущий (на каждом занятии, имеет целью проверить уровень владения изученным  языковым и речевым материалом или степень сформированности соответствующих навыков и развитости умений в каждом из видов речевой деятельности);
промежуточный (в конце каждого блока учебника, проверяет уровень сформированности навыков и степень развития умений общения в рамках учебного материала);
итоговый (в конце каждого года обучения, проверяет уровень владения видами речевой деятельности)

Требования к итоговому тестированию:

  • монологическое и диалогическое высказывания по ситуациям, охватывающим тематику пройденных уроков.
  • обобщающий лексико-грамматический тест по изученной тематике.
  • тестирование восприятия на слух диалогов соответствующих тематике пройденного материала.

Содержание

1-й год обучения (4-5класс)

1. Вступление. Знакомство и работа  с сайтом http://phonetique.free.fr

2. Тема: «Французский алфавит»

Теория.Алфавит. Надстрочные знаки.
Практика. Фонетическое прослушивание. Выполнение интерактивных упражнений по данной теме.

3. Тема:«Гласные»

Теория.Французские гласные.
Практика. Фонетическое прослушивание гласных. Выполнение интерактивных упражнений по данной теме.

4. Тема: «Согласные»

Теория.Французские согласные.
Практика. Фонетическое прослушивание. Выполнение интерактивных упражнений по данной теме.

5. Тема: «Полусогласные»

Теория. Знакомство с полусогласными.
Практика Фонетическое прослушивание. Выполнение интерактивных упражнений по данной теме. Интерактивная игра.

6. Тема: «Игры с алфавитом»

Теория. Повторение алфавита.
Практика. Интерактивная игра на распознание правильных звуков.

http://www.bbc.co.uk/schools/primaryfrench/name/cartoon_flash.shtml
7. Тема: «Познакомься»

Теория. Способы приветствия при знакомстве.
Практика. Интерактивная игра на данную тему. Работа с песней.

8. Тема: «Игра цифр»

Теория. Узнать, дать информацию о цифрах до 30.
Практика. Интерактивная игра на данную тему. Работа с песней.

9. Монологическое и диалогическое высказывания по ситуациям, охватывающим тематику пройденных уроков.
Обобщающий лексико-грамматический тест по изученной тематике.

2-й год обучения (6 класс)

1. Вступление. Знакомство и работа с сайтом http://www.lepointdufle.net/civilisation.htm

2. Тема: «Город и деревня»

Теория. План города. Расположение, подробное описание маршрута. Слитные артикли. Числительные.
Практика. Работа с картами французских городов, интерактивные упражнения на данную тему.

3. Тема: «Чудеса времен года»

Теория. Месяца года. Времена года.
Практика. Интерактивные упражнения на данную тему.

4. Тема: «Какой это цвет?»

Теория. Личные вкусы, предпочтения. Оценить, сравнить. Степени сравнения прилагательных.
Практика. Интерактивные упражнения на данную тему.

5. Тема: «Часы пробили час»

Теория. Вопросительные конструкции. Спроси время.
Практика. Интерактивные упражнения на данную тему.

6. Тема: «Что мы знаем о животных?»

Теория. Узнать/дать информацию о животных домашних, диких.
Практика. Интерактивные упражнения на данную тему.

7. Тема: «Оденься!»

Теория. Одежда повседневная и на любой случай.
Практика. Интерактивные упражнения на данную тему.

8. Тема: «Приятного аппетита»

Теория. Питание, режим питания. Привычки. Частичные артикли. Повелительная форма глагола. Наречия, выражающие количество.
Практика. Интерактивные упражнения на данную тему.

9. Итоговое занятие.

Монологическое и диалогическое высказывания по ситуациям, охватывающим тематику пройденных уроков.
Обобщающий лексико-грамматический тест по изученной тематике.

Учебно-тематический план

1-й год обучения (4-5 класс)

Наименование раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 «Французский алфавит»
Буквы и транскрипция.
8 1 7
3 «Гласные»
Буквы и транскрипция.
8 1 7
4 «Согласные»
Буквы и транскрипция.
8 1 7
5 «Полугласные»
Буквы и транскрипция.
8 1 7
6 «Игры с алфавитом»
Интерактивные игры.
8 1 7
7 «Познакомься»
Способы приветствия. Знакомимся в разных ситуациях. Вопросы. Определенные артикли.
8 1 7
8 «Игра цифр»
Узнать, посчитать, решить примеры.
8 1 7
9 Итоговое занятие 6   6
  Итого 64
100 %
8
25%
56
75%

2-й год обучения (6 класс)

Наименование раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 «Город и деревня»
План города. Расположение, подробное описание маршрута. Слитные артикли. Числительные.
8 1 7
3 «Чудеса времен года»
Времена года. Месяцы. Дни недели.
8 1 7
4 « Какой это цвет?»
Личные вкусы, предпочтения. Оценить, сравнить. Степени сравнения прилагательных.
8 1 7
5 «Часы пробили час»
Вопросительные конструкции. Спроси время в разных ситуациях.
8 1 7
6 «Что мы знаем о животных?»
Узнать/дать информацию о животных.
8 1 7
7 «Оденься!»
Узнать/дать информацию о одежде повседневной и на любой случай.
8 1 7
8  «Приятного аппетита»
Питание, режим питания. Привычки. Частичные артикли. Повелительная форма глагола. Наречия, выражающие количество.
8 1 7
9 Итоговое занятие 6   6
  Итого 64
100 %
8
25%
56
75%

Приложение 1