Из опыта работы над интонационной выразительностью речи

Разделы: Начальная школа


Обобщая данные, изложенные выше, можно прийти к выводу о чрезвычайной важности своевременного овладения детьми навыками интонационного оформления текста, поскольку они оказывают огромное влияние на становление устной речи, на развитие речевой коммуникации.

Интонация рассматривается как важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов, средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

У детей отмечают нарушения расстановки логических ударений и пауз, мелодики, использования темпа и тембральной окраски голоса при выражении эмоций в стихах различного содержания. Это дает основание сделать вывод о наличие недостаточно сформированных знаний и умений в использовании основных компонентов интонации.

Для этого должна проводиться определённая специальная работа. Она осуществляется в процессе развивающего обучения. Работа включала 5 направлений:
– формирование навыка расстановки логического ударения
– формирование навыка расстановки пауз
– формирование навыка движений основного тона голоса
– формирование навыка передачи темпа
– формирование навыка использования тембральной окраски голоса в ходе реализации эмоций.

В работе имелись следующие этапы:
– чтение стихов вслух с заданной позицией определенного компонента интонации.
– чтение про себя с самостоятельным воссозданием определенного компонента интонации.
– самостоятельное чтение стихов вслух с учетом правильной расстановки позиций определенного компонента интонации.

С этой целью мы представляем практический материал для успешного проведения работы. Образцы материала дли практической работы:

1 блок. Чтение стихотворений с учётом постановки логического ударения

Задание: прочитай стихотворение.

Барто А.Л.

Разлука

Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.

Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке:
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.

Пушкин А.С.

* * *

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

2 блок. Чтение стихотворений с интонацией перечисления.

Заболотский Н.

Как мыши с котом воевали.

Жил-был кот,
Ростом он был с комод,
Усищи – с аршин,
Глазищи – с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой.
Ай да кот!
Пришел тот кот
К нам в огород,
Залез кот на лукошко,
С лукошка прыгнул в окошко,
Углы в кухне обнюхал,
Хвостом по столу постукал.
– Эге, – говорит, – пахнет мышами!
Поживу-ка я недельку с вами!

Барто А.

Апрель

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, – верно,
Что весна пришла.
Это значит – верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец.

3 блок. Чтение стихотворений  с использованием различного темпа.

Чуковский К.И.

Мойдодыр

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.

Спи, дитя

Поздно. Свечка догорела ...
Сладко до утра
Спи, дитя, закрывши глазки ...
Спать давно пора.
В небе звезды льют сиянье
Чище серебра ...
Спи, дитя, закрывши глазки ...
Спать давно пора.

4 блок. Чтение стихотворений с правильным оформлением по цели высказывания.

Успенский Э.

Всё в порядке

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налёт?
– Нет.
– К нам заходил бегемот?
– Нет.
– Может быть дом не наш?
– Наш.
– Может, не наш этаж?
– Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
– Значит это не обвал?
– Нет.
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
Оказалось, я напрасно волновалась!

Кисонька-мурысонька.

Кисонька-мурысонька,
Где была? – У бабушки.
Что пила-ела? – Сыр, маслице
Оставила ли мне? – Оставила.
Где маслице? – В крыночке.
Где крыночка? – На полочке.
Где полочка? – В избушке.
Где избушка? – На озере.
Где озеро? – Быки выпили.
Где быки? – На гору пошли.
Где гора? – Черви выточили.
Где черви? – Гуси съели.
Где гуси? – На луг убежали.
Где луг? – Девки скосили.
Где девки? – Замуж вышли.
Где мужики? – На войну пошли.

5 блок. Чтение текстов с передачей различного эмоционального состояния.

Чуковский К.И.

Доктор Айболит

А в Африке,
А в Африке,
На черной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят.

Брехт Б.

Разговор через форточку.
– Я – маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите...
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода прогнал.
Пожалуйста, помогите!

Кораблик

Матросская шапка, 
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
– Прокати, капитан.