Дружба, друзья... Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
Но в современном обществе идет активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.Дети не умеют между собой общаться, дружить, понимать друг друга, они редко ходят в гости друг к другу, т.к. компьютер, телевизор забирает общение.
Актуальность проблемы очевидна: воспитание в
подрастающем поколении потребности и готовности
к конструктивному взаимодействию с людьми
независимо от их национальной, социальной,
религиозной принадлежности, взглядов,
мировоззрения, стилей мышления и поведения
На сегодняшний день возникает
необходимость воспитания культуры
толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания
толерантности актуальна сама по себе. На
этом жизненном этапе начинает складываться
взаимодействие между 20-30 детьми,
пришедшими из разных микросоциумов,
с разным жизненным опытом и с
несформированностью коммуникативной
деятельности.
Дети не могут наладить дружеские отношения,
каждый претендует на лидерство, не считается с
мнением другого. Они часто ссорятся, ябедничают,
не могут работать все вместе и в парах.
Налаживание взаимоотношений между детьми
сложный и кропотливый процесс.
Поэтому одна из целей моей воспитательной работы – это способствовать формированию сотрудничества, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
- Работать над формированием позитивных межличностных отношений в классе.
- Создать условия для воспитания толерантности
- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Основными принципами работы являются:
- добровольность;
- учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
- системность;
- интеграция учебной и внеклассной деятельности.
Я повседневно работаю над решением
поставленных задач. Но особо хочу остановиться
на внеклассных мероприятиях, где при подготовке
охвачены все учащиеся. С ними разучиваются
стихотворения, песни, сценки. Ребята
самостоятельно отыскивают пословицы и поговорки
о дружбе. Дети пишут сочинения о своих друзьях,
рисуют рисунки, пишут свои стихи.
Использованный материал подбирается с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей
класса. Каждое мероприятие проводится в виде
праздника с приглашение родителей.
Данный проект рассчитан на 4 года.
План проведения мероприятий:
- Организационный момент: постановка целей и задач мероприятия.
- Составление плана мероприятия перед его проведением:
- Написание сочинений на тему «Мой друг», «Что такое доброта?», которые оформляются в виде газеты, плаката.
- Рисование рисунков «Мои друзья», организуется выставка работ, составление альбома.
- Чтение книг о дружбе, друзьях. Разбираются поступки героев, дается характеристика положительным и отрицательным сторонам героев.
- Посещение библиотеки. Рассматриваем и изучаем, какие книги входят в эту группу.
- Подбор пословиц и поговорок.
- Проведение родительских собраний.
- Проведение внеклассных мероприятий (не более двух в год, т.к. теряет свою значимость).
- Темы проводимых мероприятий:
- Беседа о дружбе – 1 класс (Приложение 1)
- Путешествие на планету Дружбы – 1 класс (Приложение 2)
- Лучшее слово о дружбе – 2 класс (Приложение 3)
- Без друзей меня чуть – чуть – 2 класс (Приложение 4)
- Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть – 3 класс (Приложение 5)
- Путешествие по океану Дружбы – 3 класс (Приложение 6)
- Дружба – это… – 4 класс (Приложение 7)
- Анализ мероприятия, оформление выставок работ. После проведения мероприятия вся работа оформляется в виде альбома, газет, выставок.
- Результативность:
Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
На таких мероприятиях необходимо придерживаться следующих принципов:
- уважать и принимать мир и мнение другого;
- относиться к ученикам с абсолютным доверием;
- акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
- избегать оценочных суждений в отношении к детям;
- безусловное принятие ребенка.
Формы проведения мероприятий разнообразные:
- беседы,
- праздники,
- личностно-ориентированные классные часы,
- игровые тренинги,
- КТД,
- игровые и конкурсные программы,
- викторины,
- выставки,
- познавательные игры.
В конце каждого мероприятия на этапе рефлексии дети делятся своим теплом, добротой, хорошим настроением, пожеланиями с товарищем, другом. Стараюсь, чтобы каждый ребенок проявил себя в жизни класса. Нашел друзей в классе, чувствовал себя комфортно.
Моя разработка не только решает задачу развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений, она позволяет учащимся осознать самих себя и свое место в коллективе, раскрывает их творческий потенциал.
Учащиеся всегда проявляют огромный интерес к работе, ведь обсуждается жизненно важная и близкая тема, которая волнует каждого, заставляет думать, радоваться.