Рабочая программа образовательного курса "Основы общей культуры"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Выпускник общеобразовательной школы должен получить нравственное образование, которое является основой жизни человека в обществе. Нравственные знания определяют мировоззрение людей, их поступки и поведение, их деятельность. Мир  вокруг быстро меняется, в том числе и человеческие ценности. Сегодня нам приходится сталкиваться с кризисом духовности, с дисгармонией общественных и социальных явлений. Именно поэтому необходимо  уделять огромное внимание нравственному воспитанию учащихся, их эстетическому развитию.

Кадетская школа-интернат как социальный институт общества может внести свой существенный вклад в формирование гармонично развитой личности. Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики – науки о морали. Изучение этики развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинства и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, а соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря ним общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Этикет (франц.) – «церемониал» – манера поведения. Это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Изучение этикета в традициях кадетских корпусов практически с самого их основания. Данный курс позволит ребятам  понять, как необходимо не только знать правила этикета, но и применять их в повседневной жизни, в учёбе, дома и т.д.

Рабочая программа рассчитана не только на воспитанников кадетских классов, но и подростков – учащихся общеобразовательных школ, где данная программа может стать основой элективного или факультативного курсов.  

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, что является правом  и обязанностью любого человека. Но на кадетах лежит большая ответственность, ведь они носят военную форму, и по тому, как они будут вести себя на улице, в общественных местах будет складываться общественное мнение не только о каждом из них в отдельности, но и о кадетской школе в целом, и о кадетстве вообще.

За период обучения учащиеся должны пополнить свои знания об эстетике искусства, эстетике повседневной жизни. Наша задача: приобщить детей к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в разных видах искусства и воспитывать потребность в общении с искусством.

Это процесс активного познания и усвоения подростком общечеловеческих ценностей, обусловленный возрастом, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребенку как субъекту воспитания.

Цель курса –способствовать формированию  высоконравственной, культурной, всесторонне развитой  личности.

Основные задачи

  • познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников;
  • развивать коммуникативные способности школьников;
  • научить кадет уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности;
  • научить приемам самоконтроля и самовоспитания;
  • будить    у    воспитанников    желание    самосовершенствоваться,    развиваться     всесторонне, гармонично;
  • ознакомить кадет с историей этикета в прошлом и современном мире;
  • способствовать применению полученных знаний в жизни;
  • развивать эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем мире

Методы достижения поставленных целей и задач

1. Уроки теории этики, эстетики и этикета чередуются с практическими занятиями: практикумами, беседами, диспутами, играми, этикетными ситуациями, тренингами.
2. Учащиеся ведут тетради по этике и эстетике, по определенной схеме выполняют задания по самовоспитанию и самоконтролю.
4.  Периодически проводится тестиро­вание по основным темам.
5. Широко используются афоризмы, примеры из ли­тературы, истории, окружающей жизни.
6. Систематически проводится повто­рение ранее изученного материала, самопроверка знаний.
7. Заключительные занятия по темам проводятся в форме диспутов, деловых игр, защиты проектов, презентаций, конференций, тренингов.

Учебно-методическое обеспечение

В основу изучения курса ООК заложена программа «Грамматика нравственности 5-9 класс» под редакцией Э.П.Козлова, разработанная в лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО (2008 год). А так же программа А.И.Шемшуриной «Этика 5-9 класс» (2001 год).

Учитывая специфику общеобразовательного учреждения,  содержание данных программ было адаптировано применительно к кадетскому корпусу. Мы рассматриваем этические понятия, связанные с историей кадетского движения: правила этикета на кадетских праздниках, вопросы самовоспитания, взаимоотношений в корпусе, традиций и т.д. Опираясь на историю этикета, учащиеся смогут сопоставить прошлое и настоящее и определить для себя истинные ценности.

С целью эффективного воздействия на учащихся используются помимо обычных форм проведения занятий (беседы, лекции, сообщения, чтения) и нестандартные формы. Это тренинги, «круглые столы», уроки-концерты, диспуты, презентации, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов.  Большинство таких уроков проводятся с использованием информационных технологий и технических средств обучения.

Тематическое планирование по классам

5 класс – 34 часа

1 четверть

Как быть хорошим человеком?

  1. Введение. Понятие общей культуры человека. Этика. Эстетика. Этикет.
  2. Как быть хорошим человеком? Хороший человек, кто он?
  3. Наши чувства и поступки.
  4. Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке.
  5. Каким человеком быть нельзя?
  6. Что такое равнодушие?
  7. Главное не кем быть, а каким быть!
  8. Практикум-тренинг: Умение быть доброжелательным и приветливым.

2 четверть

Личные качества человека

  1. Что такое личные качества человека? Этика отношений к окружающим.
  2. Вежливость и уважение.
  3. Добро и зло.
  4. Добро и доброта.
  5. Доброта и красота.
  6. Что мы знаем о себе?
  7. Круглый стол: «Расскажи мне обо мне».
  8. Индивидуальная характеристика личных качеств школьника.

3 четверть

Я и мои близкие

  1. Кто они, близкие мне люди?
  2. Чего от меня ждут близкие люди?
  3. Моя семья. Практикум: герб моей семьи.
  4.  Профессии нашей семьи.
  5. Семейные праздники и традиции.
  6. Дворянское воспитание в России.
  7. Хороший тон в семье. Правила поведения в семье.
  8. Порядок в доме. Домашняя одежда.
  9.  Наши четвероногие друзья.
  10. Обобщающий урок «Мои близкие люди»

4 четверть

Правила поведения. Школьный этикет

  1. Поведение – основа общения.
  2. Ты дал «Торжественное обещание кадета».
  3. Школьный этикет: основные понятия.
  4. Этикет на уроке и вне его.
  5. Правила личной гигиены. Физическая форма.
  6. Жевательная резинка: польза или вред.
  7. Этикет общения.
  8. Практикум-тренинг: Искусство межличностных отношений.

6 класс – 34 часа

1 четверть

Нравственные обязанности

  1. Введение. Этика. Что такое нравственные обязанности?
  2. Какие у нас обязанности?
  3. От чего зависит поведение?
  4. Поступки – это поведение.
  5. Требовательность к себе.
  6. Требовательность к себе (продолжение темы). А.В.Суворов.
  7. Ответственность за свои поведение, дела и поступки.
  8. Ответственность (продолжение). А.Экзюпери.

2 четверть

Нравственные обязанности. Основные понятия морали

  1. Верность слову и обещанию.
  2. Точность и обязательность.
  3. Обязанности ученика. Обязанности кадета.
  4. Честь и достоинство.
  5. Кодекс рыцарской чести. Кодекс чести кадета.
  6. Честность и справедливость.
  7. Нравственные обязанности семьи. Как уважать родителей?
  8. Не быть равнодушным.

3 четверть

Нравственные дела и поступки человека

  1. Совесть – это понимание добра и зла.
  2. Совесть – внутренний контролер человека.
  3. Что такое долг?
  4. Что такое чуткость? Как быть заботливым и чутким?
  5. Как быть предупредительным?
  6. Не быть равнодушным.
  7. Добро и зло в жизни людей.
  8. Добро и зло в сказках и мифах народов мира.
  9. Кому тяжелее жить – доброму или злому?

4 четверть

Правила поведения. Этикет общения

  1. Этикет. Введение. Хорошие манеры.
  2. Правила культуры общения (вводное занятие).
  3. Формулы вежливого обращения.
  4. Этикет приветствия. Правила знакомства. Рукопожатие
  5. Умение слушать и слышать собеседника.
  6. Правила ведения дискуссии. Ораторское мастерство.
  7. Экология речи. Мимика и жесты.
  8. Тренинг: «Правила успешного общения».
  9. Обобщающий урок.

7 класс – 34 часа

1 четверть

Нравственные отношения человека

  1. Что значит уважать людей? Личные границы человека.
  2. Нравственные качества человека.
  3. Как быть уважаемым человеком?
  4. Уважение старших – закон жизни людей.
  5. Как уважать родителей? Правила взаимоотношений с родителями.
  6. Наш класс – коллектив. Манеры в коллективе.
  7. Нравственная оценка. Человек среди людей.
  8. Обобщающий урок.

2 четверть

Общегражданский этикет

  1. Введение. Основные понятия этикета.
  2. Этикет на улице. Этикет во дворе.
  3. Этикет на лестнице, при входе и выходе из помещения.
  4. Этикет в общественных местах. Поведение в кино.
  5. Правила поведения в городском транспорте. Этикет пассажира.
  6. Этикет в самолете и поезде.
  7. Правила этикета в музее и на экскурсии.
  8. Обобщающий урок.

3 четверть

Другие и я

  1. Может ли человек прожить один?
  2. Как вести себя с другими людьми?
  3. Как быть предупредительным?
  4. Роль дружбы в жизни людей.
  5. Правила дружбы. Одноклассник, товарищ, друг.
  6. Преданность и предательство.
  7. Принципиальность и беспринципность.
  8. Добрососедство. Соседи по комнате.
  9. Тактичность и деликатность.
  10. Обобщение «Другие и я».

4 четверть

Введение в эстетику

  1. В чем секрет красоты?
  2. Виды искусства – единая семья.
  3. Внутренний мир человека в художественно-образной форме.
  4. Трагические образы в искусстве.
  5. Комические художественные образы.
  6. Синтез искусств в храме.
  7. Правила этикета в храме.
  8. Обобщающий урок.

8 класс – 34 часа

1 четверть

Этикет в нашей жизни

  1. Введение. Что я знаю об этикете? Из истории этикета.
  2. Азы народного этикета. История этикета в России.
  3. Понятие манер. Культура движений человека.
  4. Речевой этикет. Как вести беседу.
  5. Телефонный этикет. Мобильный этикет. Электронное письмо.
  6. Идем в гости. Хороший гость.
  7. Приглашение в гости. Принимаем гостей.
  8. Искусство делать и принимать подарки.
  9. В гостях на даче.

2 четверть

Этикет в нашей жизни

  1. Стиль, имидж человека.
  2. Внешний вид. Дресс-код.
  3. Мужской костюм: деловой и повседневный.
  4. Галстук. Стиль юноши.
  5. Женский костюм: деловой и торжественный.
  6. Женственность и элегантность. Обаяние.
  7. Важные мелочи повседневного этикета. Одежда дома.
  8. Кадетская форма.

3 четверть

Из истории костюма

  1. Краткая история костюма от древности до наших дней.
  2. Древнерусский мужской костюм.
  3. Древнерусская красавица.
  4. Русский костюм петровского времени.
  5. Придворная мода XVIII века.
  6. Особенности буржуазного костюма первой половины XIX века.
  7. Костюм второй половины XIX-начала XX в.
  8. Развитие моды в России в XX веке.
  9. Обобщающий урок-викторина.

4 четверть

Эстетика искусства

  1. Архитектура, ее язык, особенности, виды.
  2. Архитектурные стили разных эпох.
  3. Викторина «Каменная летопись мира».
  4. Живопись, ее язык, виды, жанры.
  5. Монументальная и станковая живопись.
  6. Графика, ее язык, материалы, изобразительные средства, классификация.
  7. Станковая,  книжная графика. Этикет в библиотеке.
  8. Викторина «Знаешь ли ты изобразительное искусство?»

9 класс – 34 часа

1 четверть

Этикет в нашей жизни

  1. Театральный этикет.
  2. Театральный этикет (продолжение темы)
  3. На концерте классической музыки. Этикет в кино.
  4. Турпоход и особенности этикета на природе.
  5. Этикет в спорте.
  6. Зарубежная туристическая поездка.
  7. Правила поведения в гостинице.
  8. Сувениры из путешествий.

2 четверть

Международный этикет

  1. Международный этикет.
  2. Европейский этикет: Италия, Франция, Испания.
  3. Этикет в Англии, Нидерландах, Германии.
  4. Американский этикет.
  5. Восточный этикет. Япония.
  6. Дипломатический этикет.
  7. Особенности дипломатического этикета в России.
  8. Обобщающий урок.

3 четверть

Столовый этикет

  1. Столовый этикет. Правила сервировки стола.
  2. Столовые приборы. Салфетка. Цветы на столе.
  3. Этикет за столом.
  4. Что и как едят. Мясо, птица.
  5. Рыба, морепродукты.
  6. Фрукты, десерт. Напитки на столе.
  7. Как заваривать чай.
  8. Завтрак. Шведский стол. Фуршет.
  9. Традиции русского застолья.
  10. Обобщающий урок.

4 четверть

Эстетика искусства

  1. Скульптура, ее язык, особенности, жанры, материалы.
  2. Скульптурные памятники Отечества, мастера русской скульптуры.
  3. Викторина. Скульптура. Застывшая музыка.
  4. Искусство театра. Актер и режиссер в театре.
  5. Музыка и ее воздействие на человека. Опера как слияние искусств. Балет.
  6. Экранные искусства XX века: кино, телевидение.
  7. Фотография. Фотографический этикет.
  8. Дизайн. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы.

Список литературы:

  1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997
  2. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. Л., 1990.
  3. Белов Н.В. Современный этикет. Минск, 2008
  4. Каминская Н.М. История костюма. М. 1970
  5. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. М.,1999
  6. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. М., 2000
  7. Правила вежливости и светского этикета. – М.: Белый город, 2007