Многообразие и значение простейших. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие признаки простейших.
  • Развивающие:
    • развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику простейших;
    • пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать
    • и делать выводы;
    • развивать монологическую речь, умение рецензировать письменные и устные ответы товарищей;
  • Воспитательные:
    • воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание;
    • воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер по предупреждению заболеваний, вызываемых простейшими.

Планируемые результаты: учащиеся получают представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.

Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарных заболеваний– соблюдение гигиенических правил, прививки. Бережное отношение к своему здоровью.

Урок проводится на основе курса Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Биология. 7 класс» с использованием материалов соответствующего учебника (М.: Дрофа)

Оборудование: таблицы «простейшие», микроскопы, культуры клеток микроорганизмов, нарисованные динамические пособия, фрагменты видеофильмов

ХОД УРОКА

Учитель: В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

Учитель: Мы совершим с вами непродолжительное путешествие в пршлое. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества:

Ученик читает: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!

Учитель: Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие и значение простейших”.

Проверка и закрепление знаний

Для проверки знаний учащихся по ранее изученной теме «Одноклеточные» организуется работа творческой группы, творческих пар и индивидуальная работа. Выполнение заданий контролируется по ходу урока и при взаимопроверке.

Вопросы для проведения фронтальной беседы:

1. Какие особенности характерны для представителей подцарства Одноклеточные? (Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.)
2. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов? (Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.)
3. Каковы способы питания одноклеточных? (Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.)
4. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания? (Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.)
5. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. (Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.)
6. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов? (Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей.У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.)
7. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму? (Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.)

Учитель: А.И.Куприн. Олеся (цитата)

«Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днём недуг как будто затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнурённый болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно около семи часов, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил в постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота касалась меня, нелепые, мучительно-пёстрые сновидения начинали играть моим разгорячённым мозгом. Все мои грёзы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся… и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке».

Рассказ ученика о малярийном плазмодии

Творческие пары

Первая творческая пара

Задание 1. Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» – работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

Пример:

1. Пить только кипяченую воду.
2. Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

Вторая творческая пара (оценка «хорошо»)

Фрагмент фильма «Амёба и фагоцитоз»

Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

  • особенности жизнедеятельности амёбы
  • физиологические особенности амёбы

Амёба обитает в пресных водах,
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут.
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочке из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль

Третья творческая пара (Оценка «отлично»)

Задание 3. Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов или двустороннего скотча.)

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены

Индивидуальные задания

Предлагаются три задания различного уровня сложности – на выбор. Время выполнения 7-8 минут

Задание 1. Оценка «удовлетворительно»

Назвать части организма (клетки) амебы обыкновенной по таблице, у доски (1 – ложноножки, или псевдоподии; 2 – ядро; 3 – пищеварительная вакуоль; 4 – сократительная вакуоль; 5 – цитоплазма.)

Задание 2 (оценка «хорошо») На рисунке, обозначить цифрами органоиды инфузории туфельки.

Карточка №1

1. Перечислите изображенных представителей простейших.
2. Какой способ передвижения у амебы? У эвглены?
3. Какие типы питания встречаются среди жгутиковых?
4. Из каких веществ построена раковина саркожгутиконосцев?

Карточка №2

1. К какому типу относится инфузории?
2. Перечислите основные признаки инфузорий.
3. Как называются ядра у инфузорий?
4. Какой тип питания свойственен инфузориям?

Задание 3 (оценка «отлично») Работа у доски

1. Заполнить первые две колонки таблицы 1, используя значки «+» и «–».

Органоиды

Простейшие

амеба

эвглена земная

инфузория туфелька

Ядро
Ложноножки
Жгутики
Реснички
Пищеварительная вакуоль
Сократительная вакуоль
Ротовое отверстие
Порошица
Хлоропласты
     

Фрагмент фильма Инфузория туфелька

Желающие, повысить свой балл отвечают на дополнительные вопросы:

1. Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? (Амеба или погибнет или образует цисту , т.к. кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается)

2. Какая бы опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? (Простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления, т.к. сократительная вакуоль удаляет избыток воды).

3. В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет в более светлую часть водоема, инфузория-туфелька – из капли соленой воды в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями? (Это проявление раздражимости. В опытах наблюдаем пищевой, световой рефлексы, отрицательный хеморефлекс)

4. Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной водой, охлажденной потом в закрытой пробирке до комнатной температуры. Что произойдет с амебами? Почему?
(Амебы погибнут, т.к. в кипяченой воде отсутствует кислород.)

5. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему? (Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворенные питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела.)

6. В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные зеленые водоросли – зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства? (Это явление называется симбиозом. Зоохлореллы обеспечивают лучевиков питательными веществами за счет фотосинтеза, лучевики же предоставляют зоохлореллам защиту.)

7. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями? (Все эти заболевания вызываются паразитическими простейшими.)

8. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, – питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих? (Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, но помогают расщеплять трудно перевариваемую клетчатку.)

Индивидуальное задание повышенной сложности

Составить классификацию простейших животных: На полосках ватмана написаны систематические (вид, класс, отряд) названия одноклеточных. С помощью магнитов расположить их в нужном порядке

Работа со схемой в группах

Схемы раздаются по одной на 2 парты. Из предложенных маленьких карточек с примерами ученики должны выбрать для них определенную ячейку в схеме и внести эту карточку. Ученику также необходимо пояснить свой выбор.

Карточки для работы со схемой:

№1. Инфузория-туфелька,
№2 Морские простейшие(планктон)
№3 Лямблии, малярийный плазмодий, трипаносома, дизентерийная амеба.
№4 Кишечная амеба, обитающая в кишечнике человека, питается кишечными бактериями.
№5. раковины фораминифер, лучевиков.
№6 Трипаносомоз, лямблиоз, трихомоноз, дизентерия.
№7 все виды паразитических форм одноклеточных.

Ответы:

А –№1
Б –№7
В – №:6
Г – №3
Д – №4
Е – №5
Ж – №2.

Подведение итогов урока

В заключение, учащиеся опять обращаются к вопросу «может ли быть организм одноклеточным?» Мотивируя полученными сведениями на данном уроке, они отвечают на вопрос. Оглашаются оценки, полученные на уроке.

Домашнее задание