Цели урока:
- Дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи; сформировать умение «видеть» наречие в тексте.
- Совершенствовать умение работать с научной статьей; развивать навыки конспектирования.
- Воспитывать у учащихся умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение наблюдать за природой.
ХОД УРОКА
I. Опрос
1) Проверка домашнего задания.
– Прочитайте текст домашнего задания.
Хорош лес ранней 3 и поздней 6
весною1, когда начинают пробуждаться
6 в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь.
Тает 3 зимний снег 1, начинают
петь первые 3 прилетные 2
птицы. На лесных полянах 3 появились
2 первые проталины, кое-где на пригреве 6
начинают зацветать 6 подснежники
2.
2) Беседа по вопросам (анализ текста)
а) тип текста
б) стиль
в) как вы озаглавили текст
– Весна. Её приближение чувствуется во всем. А
вот послушайте Чехова: «Снег растаял…Небо такое
славное, чистое, светлое… Солнце светит так
хорошо, так тепло, так ласково! Деревья голы, но
уже живут, дышат. С земли ещё не сошел снег, а в
душу уже просится весна».
Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.
3) Вернемся к домашнему заданию.
У доски 2 человека выполняют разборы:
1 ученик 2 ученик
весною 1 снег 1
появились 2 прилетные 2
подснежники 2
По карточкам выполняют индивидуальные задания 3 человека.
Учитель: В нашем теремке «Части речи» уже 4 жителя. Давайте вспомним, кто они такие и что мы о них знаем, к ответу привлечем морфологические разборы из домашнего задания.
1) Имя существительное –
а) определение
б) на полянах 3
2) глагол –
а) определение
б) тает 3
3) имя прилагательное –
а) определение
б) ранней 3
4) имя числительное –
а) определение
б) первые 3
Проверка выполнения заданий на доске.
II. Изучение нового материала
1) Слово учителя.
– А сегодня в теремок стучится новая гостья
– наречие.
– О чем вам говорит её имя? (речь – глагол,
приглаголье).
– Какие вопросы наречие услышит от хозяйки
теремка Морфологии.
1. Какое общее грамматическое значение у наречия?
2. Какими морфологическими признаками обладает?
3. Какую синтаксическую роль выполняет в предложении?
2) Чтобы ответить на эти вопросы поработаем с учебником теории.
Параграф 116, стр 126
Задание: прочитать, составить конспект ответа.
III. Первичная проверка понимания учащимися нового материала
1) Работа с текстом.
– Сегодня утром неожиданно и ласково улыбнулось солнце. Повсюду звонко забарабанила капель 4. Воробьи радостно зачирикали, приветствуя весну.
Задание:
1) выписать наречия вместе со словами, к которым
они относятся. К наречиям поставьте вопросы.
2) радостно 2
3) синтаксический разбор предложения (устно)
1 учащийся у доски выписывает наречия со словами, к которым они относятся.
Улыбнулось (когда?) сегодня
Улыбнулось (как?) ласково
Забарабанила (где?) повсюду.
IV. Закрепление
1) Творческая работа. Тема «Весна».
Подберите наречия к глаголам:
Журчат ручьи
Светит солнце
Тает снег
Набухают почки.
Проверка двух текстов
2) Запишем предложение:
Весна по-хозяйски вступает в свои права 4
V. Обобщение
– Докажем, что слово по-хозяйски – наречие. Поможет нам учебник «Русская речь» Стр 124
VI. Домашнее задание:
1) упражнение 407 (по заданию). Устно объяснить
орфограммы.
2) начинаем составлять словарь наречий