Оценивание достижений младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


В настоящее время, в связи с введением единого государственного экзамена, активным участием Российской Федерации в международных исследованиях оценки качества образования и разворачиванием во многих регионах систем оценки качества образования, тестирование, как форма аттестации учащихся и форма оценки качества образования, все активнее внедряется в образовательный процесс.

Основной стратегией современного начального образования является повышение его качества за счет совершенствования ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной. Чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущего и чему он научился, выполняя это задание. Какие практические и умственные действия ему в этом помогут. Какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал пути их преодоления. А это значит научиться учиться.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умений учиться. И следовательно, должна быть выработана новая система оценивания данных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы и оценены внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность понимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а так же широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. И это тоже необходимо оценивать.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Возрастные и психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития. Следовательно, возникает вопрос о критерии контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий. Оценке подлежат: уровень выполнения действий, полнота, разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. Оценка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.Возникают противоречия, которые учитель начальных классов должен решить: с одной стороны учитель должен оценить усвоение знаний, умений и навыков, с другой стороны оценить уровень продвижения детей в развитии и все это без травмирующей детей и родителей компоненты, с третьей стороны самооценка учащегося. А существующая в настоящее время в российской начальной школе пятибалльная система как раз и несет такие компоненты.

Да и не всегда, а зачастую в большей степени, оценка учителя и самооценка ученика и его родителей разнятся. Как быть? В настоящее время усилия многих ученых, методистов и учителей – практиков направлены на поиски системы изучения результативности обучения младших школьников, не связанной с отметкой. Почему бы не обучать детей в первом и втором классе без отметок, а в третьем и четвертом классах ввести тестирование?

Тестирование по своему содержанию близко к требованию полноты оценивания, всесторонности проверки даже универсальных учебных действий, это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения и воспитания.

Важнейшими критериями диагностических тестов являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость). Преимущество тестов и в том, что их можно применять на всех этапах дидактического процесса.

С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тестирование, введенное как элемент оценивания, начиная с начальной школы, исключит тревожность детей во время проведения ГИА и ЕГЭ. Тестирование исключит травмирующие компоненты контроля и оценивания, повысит роль адекватности самооценки обучающегося. Выведет на новый уровень такие универсальные учебные умения как самостоятельность и ответственность, повысит авторитет образования в глазах обучающихся и их родителей как возможность получения образования в широком смысле этого слова.