Цель:
- Познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже.
- Учить последовательности действий при написании безударных окончаний.
- Отрабатывать умение распознавать тип склонения существительных, падеж.
Оборудование: перфокарты, карточки для выборочного диктанта, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Орфографическая минутка
Приложение 1 (слайд 1)
Чашка, шишка и пружина,
кочка, строчка и машина,
кошка Муська, бык Буран,
конь Орленок, пес Уран,
гриб, корова, лось, лиса,
Анна, ванна, чудеса,
щука, чаща, почка, класс –
сколько правил здесь для вас?
III. Разминка
Отличник – это (ученик)
Москвич – это (горожанин)
Вера, Надежда, Елена – это (имена)
Стол, диван, кресло, стул – это (мебель)
Среда, четверг, суббота – это (дни недели)
Москва, Киев, Казань – это (города)
Прятки, футбол, жмурки – это (игры)
А, о, е, я – это (гласные)
Нева, Волга, Кама – это (реки)
IV. Чистописание
а) - Над какой буквой мы сегодня будем работать, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
(В.Степанов)
б) Какой звук обозначает буква С? Что вы знаете о звуке [c]
Сс Ссс
в) Найдите закономерность и продолжите:
Слон – слог – слов – плов – плот – плод
V. Сообщение темы урока
а) Найдите лишнее слово. (Слайд 2)
Дом, квартира, жилище.
У мамы, к бабушке, по реке.
О диване, об игрушке, о классе.
Из деревни, без грусти, до солнца.
– Посмотрите на последнюю строчку и сформулируйте тему урока (слайд 3)
VI. Работа по теме урок
1) Расскажите о родительном падеже что вы знаете. (слайд 4)
2) Упражнение 187 (устно)
3) Упражнение 186 (письменно)
4) Выборочный диктант (на перфокартах)
– В первой строчке крестиком отмечаем существительные только в Р.п., существительные других падежей – во второй.
Ходил около сада, стучал по крыше, достал из печи, искал брата, обрадовался снегу, связали из шерсти, зашел в дом, берег речки, полил маслом, придвинул к парте.
VII. Физкультминутка
VIII. Словарно-орфографическая работа
1) Отгадывание загадок.
Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)Старый Федот сидит у ворот, счет ведёт.
Дюжину отсчитает и сызнова начинает. (Календарь отрывной.)
Новое слово – календарь.
Запись в тетради: календарь, календарный, календарик.
2) Чтение текста о календаре (слайд 5)
3) Запомните слова, поставьте их в родительный падеж. (слайд 6)
Капуста, земляника, тетрадь, директор, карандаш, работа, карлик, картофель, календарь.
4) Проверка (слайд 7)
IX. Домашнее задание
Выписать 10 существительных из словаря, поставьте их в Р.п.
X. Итог урока (слайд 8)