Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
- Обучающие - повторить, обобщить и систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умения и навыки учащихся упрощать выражения,
- Развивающие - способствовать развитию математического слуха, речи, счетных навыков и мышления; развивать познавательный интерес через использование межпредметных связей, культуру математической речи, логическое мышление;
- Воспитательные - побуждать учащихся к само и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Задачи урока:
- Закрепить навыки умения упрощать выражения;
- Формировать развитие мышления, счетных навыков;
- Возбудить интерес учебными действиями к урокам математики
Основные средства обучения:
- компьютер, проектор, карточки в форме рыбок (приложение 1), тесты (приложение 2), оценочные листы (приложение 3), домашнее задание (приложение 4), презентация
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент.
слайд 1. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами совершим путешествие на остров Математики. Каждый из вас поплывет на красивом фрегате. Я думаю, что вам можно доверить командовать кораблем!
Слайд 2
Моей задачей будет помочь капитанам(т.е. вам) не сбиваться с курса и благополучно преодолевать на пути все трудности и подводные течения, и с помощью ваших крепких знаний добраться до конечной цели нашего путешествия- до острова Математики. У каждого из вас имеется оценочный лист, в котором вы будете записывать полученные баллы. В конце урока подсчитаете их и оцените себя (кто приплыл, преодолев все препятствия, а кому пришлось остаться на каком-то острове, а кто-то утонул в морской пучине)
Слайд 3
Прежде, чем начать наше плавание, нужно к нему тщательно подготовиться. Скажите, пожалуйста, когда собирается какая-то группа людей вместе работать, что они должны выработать сначала? (правила, законы, планы). Какие правила общения будут на вашем корабле? (ответы учащихся). Мне бы очень хотелось, чтобы вы работали быстро, дружно, и тогда ваша флотилия успеет благополучно добраться до пункта назначения. Успехов вам!
II. Актуализация знаний.
Слайд 4. 1) Повторение теоретического материала. А какие законы будут на вашем корабле? Кто-то начал их писать, но не дописал. Давайте допишем. Но прежде, чем дописывать, хочу спросить у вас: если вы чего-то не знаете или хотите повторить, где будете искать информацию?(ответы учащихся). Поручаю :: найти лексическое значение некоторых слов толковом словаре Ожегова (упрощение, торф, перегной). С остальными повторение свойств сложения - работа со слайдом:
- a+b = b+a - переместительное свойство сложения
- a * b = b * a - переместительное свойство умножения
- (a+b)+c = a+(b+c) - сочетательное свойство сложения
- (a * b) * c = a * (b * c) - сочетательное свойство умножения
- (a+b) * c=ac+bc распределительное свойство умножения относительно сложения
- (a-b)c=ac-bc распределительное свойство умножения относительно вычитания
Слайд 5. У вас всего лишь несколько минут, чтобы определить направление путешествия.
Слайд 6. 2) Устный счет. Какие трудные примеры? Можно ли их вычислить устно?
Решение каждого примера комментируется (каким свойством вы воспользовались?)
- 125 * 68 * 8 = 68000 - з
- 192 * 135 - 92 *135 = (192 - 92)135= 13500 -а
- 13 * 101 = (100+1)13=1313 - п
- 199 * 7 = (200-1) 7 = 1393 - д
68000 | 13500 | 1313 | 13500 | 1393 |
з | а | п | а | д |
Едем на запад, а по какому маршруту?
Слайды 7-8. Посмотрим на схему маршрута? Опять проблема - все перепутано. Как нам исправить это? Выполнив следующее задание: (в 1 столбце - задания, во 2 - ответы, найти правильные ответы)
Баллы за устный счет получают:..
Вопрос. Какое слово получилось? - Упрощение - что означает это слово?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слайд 9. "Упрощение выражений" - такова тема нашего урока - маршрут следования. Для того, чтобы проследить весь путь нам понадобятся судовые журналы (ваши тетради). Открыли, записали дату отплытия и маршрут. Cкажите, а вы знакомы с этой темой? Как вы думаете, зачем нам нужно упрощать выражения? А какова цель нашего путешествия? (учащиеся отвечают - повторить способы упрощения выражений, закрепить навыки решения уравнений и задач и т.д.)
IV. Подготовка к обобщенной деятельности. Математический диктант
Слайд 10. Перед нами первая преграда - риф Математического слуха. Чтобы обойти его, нужно выполнить задание - математический диктант. Я буду читать задание (на экране тоже высвечивается), вы будете записывать математическими знаками и упрощать. Два человека выйдут к доске (за доской).
Слайд11. Записать выражение и упростить:
1 Сумма 5х и 12х (5х+2х=17х)
2. Произведение 6с и 4 (6с*4=24с)
3 Произведение 8 и разности 3х и 5 (8(3х-5)= 24х - 40)
Записать уравнение и решить
4 Сумма 3у и 5у равна 8 (3у+5у=8; у=1)
5. 6к вдвое меньше, чем 24 (6k* 2 = 24; к=2)
Взаимопроверка. Поменялись тетрадями (у доски поменялись местами), взяли черные ручки и проверяем. (верно - 1балл, неверно -0 баллов). Записываем баллы в оценочный лист соседа. (5 баллов - наивысший). Кто получил высший балл? Молодцы.
V. Применение умений и навыков. Слайд 12.
1. Следующий остров - остров Математической модели.
Слайд 13. Вам предложено несколько математических моделей. Нужно объяснить, что они означают записанные равенства. На вашем корабле а - офицеров, в - матросов.
Что означают следующие равенства?
- а+в=28
- в=2а
- в-а=17
- :в=5
Дополнительные баллы получают::..
2. Рыбалка - Решение уравнений.
Слайд14. Продолжение путешествия под угрозой, закончилось продовольствие. Займемся рыбалкой. У каждого из вас на столе есть задание "Решить уравнение" в виде рыбок. (красная - 3б, желтая - 2б, зеленая - 1б). На решение уравнений - 5 минут. Каждый оценивает свои возможности и выбирает, какая рыбка ему по силам. Лучше получить 1 балл, чем 0 баллов. Если кто-то решает раньше времени, то может решить еще оставшиеся.
3человека, выбравшие разные рыбки, выходят к доске и решают на доске (за доской).
Самопроверка. Затем все проверяем решения (на слайде15)
- Красная 42х-28х-170=600 (х=55)
- Желтая 4m+5m+m=2350 (m=235)
- Зеленая 65y-31y=102 (y=3)
Задайте по одному вопросу ребятам у доски. За правильный ответ получают дополнительный балл.
VI. Физкультминутка.
Слайд 16. Мы попали в быстрое теплое течение. Рыбок поймали, теперь небольшой привал.
Слайд 17. Вы видите примеры с ответами на слайдах, если вы согласны, то поднимаете руки вверх, если нет - опускаете вниз.
- 55+20=75,
- 4 * 25=80,
- 100:25 = 4,
- 60 - 22 = 58
Слайд 18. Если вы согласны, то голову наклоняем вниз, если нет - назад
- 15+15 = 30,
- 12 * 6 = 62,
- 99+ 11=110,
- 28 : 7 = 9
VII. Воспроизведение знаний на новом уровне.
Перед вами пролив "Угадай-ка" - слайд 19
Слайд 20. Встает еще одна проблема. Чтобы проплыть пролив, нужно немного подумать. Угадайте корень уравнения:
- у + у + у = 15 * 3 (у = 15)
- 4(х+2)=4 * 5+4 * 2 (х = 5)
Чем вы воспользовались? Дополнительные баллы получают::.
VIII. умений и знаний в жизненной(проблемной) ситуации
Приближаемся к самому загадочному острову Задач. - слайд 21
На этом острове плохая почва, практически нет растительности. Сельское хозяйство в упадке. Поможем жителям острова? Наверное, у всех есть комнатные растения. Если они начинают портится, то что предпринимают ваши родители? Вот и мы, чтобы помочь жителям острова, решим практическую задачу.
Слайд 22. Для приготовления смеси для рассады берут 1 часть торфа, 2 части перегноя и 5 частей земли. Сколько килограммов торфа, перегноя и земли надо взять для приготовления 72 кг смеси для рассады?
Составим план решения задачи. Обозначаем массу 1 части за х кг.
Слайд 23. Что нужно иметь, чтобы приготовить данную смесь? Торф, перегной и землю. Сколько частей торфа? 1 часть - ? кг, сколько перегноя - 2 части - ? кг, земли - 5 частей - ? кг. Всего 72кг.
Слайд 24. Как же решить такую задачу? Обозначаем массу 1 части за х кг.
Торфа - х кг, перегноя - 2х кг, земли - 5х кг. Всего (х+2х+5х)кг, что по условию задачи составляет 72 кг. Составим и решим уравнение: Х+2х+5х=72
К доске пойдет::.. решит уравнение и ответит на вопрос задачи (решает за доской). Первые 3 человека, решившие правильно задачу получают дополнительный балл.
Х+2х+5х=72,
9х=72,
х=8 кг - 1 часть - торф
Что нужно еще найти в задаче? Количество земли - 8 * 5 = 40 кг , количество перегноя - 2 * 8=16 кг
Для решения каких практических задач нужны знания сегодняшнего урока? Посмотрите, какую задачу решает кондитер (слайд 25), фармацевт (слайд 26), в химической промышленности(слайд 27), строители (слайд 28) и т.д.
Даю вам творческое задание на дом - спросить у родителей, применяют ли они такие задачи в быту, в профессиональной деятельности, составить их и оформить на листах А4.
IX. Контроль усвоения. Тестирование
И вот перед нами остров Знатоков. - слайд 29
У вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите их. Приступайте к решению. Время истекло. Проверяем (3 балла)
Слайд 30 Выберите верный ответ и обведите его
Вариант 1
1.Укажите верное равенство:
1) (x+4) * 3=x+12;
2) 6(m-10)=6m+60;
3) (2-a) * 8=16-a;
4) 4(k+12)=4k+48
2. Упростить выражение 13 * z * 6
1) 18z
2) 78z,
3) 78,
4) 68
3. Упростить выражение 15х + 12+ 6х:
1) 33х,
2) 15х+ 18,
3) 21х+12,
4) 33
Итог: 423 - шелчок
Вариант 2
1.Укажите верное равенство:
1) (m+7) * 2=m+14;
2) 11(x-10)=11x-110;
3) (15+y) * 3=45+y;
4) 5(12-c)=60+5c
2. Упростить выражение 11 * у * 7
1) 17у
2) 77
3) 77у
4) 117у
3. Упростить выражение 14х- 5+8х:
1) 17х,
2) 22х+5,
3) 27х,
4) 22х-5
Итог: 234 - шелчок
X. Итог урока - слайд31
Мы - у цели. Наш фрегат приближается к острову Математика. Наше путешествие заканчивается. Возвращаемся домой. Подведём итоги нашего путешествия: слайд 32
1. Знания, каких законов математики помогло вам справиться с заданиями?
2. В каких прикладных задачах их можно применять?
Так кто же добрался до острова?
Посчитайте баллы в листочках.- у кого 10-12 и более баллов - настоящие капитаны (подняли руки), 7-9 баллов - остались на островах, меньше 7 баллов - жаль, но ваш корабль пошел ко дну. Ну и наконец, оценили себя - слайд 33
баллы оценка 12 и более 5 10-11 4 7-9 3 Менее 7 2
Домашнее задание. - слайд 34
Сейчас бросим якорь и получим домашнее задание. У вас на столе имеются карточки с заданиями (задания карточек по уровням сложности ). Решив верно задания, разукрасим лесовика. А также вы получили творческие задания - составить практическую задачу на части.
Остров математики таит в себе немало чудес. "Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле" - Аристотель. Помните об этом и тогда никакие подводные рифы вам не будут страшны. Урок закончен. Сдали тетради и листы.
Рефлексия. У вас на столе есть геометрические фигуры. Если вам урок очень понравился, то положите в сундучок круг, если не очень - квадрат, если вам было неуютно - треугольник.
План проведения урока
№ | Этапы урока | Время |
I. | Оргмомент | 2 мин |
II. | Актуализация знаний | 5 мин |
1 | Повторение теоретического материала | |
2 | Устный счет | |
3 | Задание на соответствие | |
III | Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 2 мин |
IV | Подготовка к обобщенной деятельности | 5 мин |
Математический диктант с взаимопроверкой | ||
V | Применение умений и навыков | |
1 | Математическая модель | 2мин |
2 | Рыбалка (решение уравнений) с самоопроверкой | 5 мин |
VI | Физкульминутка | 2 мин |
VII | Воспроизведение знаний на новом уровне | 2 мин |
Угадай корень уравнения | ||
VIII | Применение умений и знаний в жизненной(проблемной) ситуации | 10мин |
Задача на части | ||
IX | Контроль усвоения. Тест с самопроверкой | 5 мин |
X | Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Домашнее задание на карточках(дифференцированное) и творческое задание. |
5 мин |