Цели:
- разбудить интерес учащихся к экологическим проблемам планеты,
- продолжить воспитание бережного отношения к природе,
- показать практическую направленность математических знаний,
- закрепить умения учащихся в выполнении арифметических действий над натуральными и дробными) десятичными) числами,
- продолжить развитие логического мышления школьников, способностей к анализу и синтезу.
Оборудование: выставка фотоэтюдов, кроссворд на доске «Земля – наш общий дом», магнитофон, памятка для учащихся.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
22 апреля 1994 года впервые был проведен и
утвержден Всемирный день Земли.
В нашей школе в этот день тоже проводятся
ежегодные экологические акции, направленные на
охрану природы. Но не только дети принимают
участие в этих акциях, ежегодно в нашем
микрорайоне раздаем листовки, призывающие к
охране природы, к высадке зеленых насаждений и
некоторые люди откликаются на эти призывы.
Поэтому мы сегодня проводим необычный урок на
тему «Земля – наш общий дом».
Давайте вспомним о чем мы говорили с вами на
последних уроках природоведения. Основные
понятия включены в самостоятельную работу,
которую я предлагаю вам выполнить.
3. Самостоятельная работа учащихся по основным экологическим терминам (5 вопросов с вариантами ответов, выбрать один правильный ответ).
4. Решение задач по математике с экологической направленностью
Задача 1. По последним данным, площадь тропических лесов на планете составляет 400,4 млн.га. Известно, что ежегодно вырубают и сжигают примерно 7 млн.га лесов. Определите, через какое время могут исчезнуть с лица Земли тропические леса, если темп их уничтожения сохранится?
Ответ: 57,2 лет.
Задача 2. Из одного взрослого дерева можно получить до 60кг бумаги. На изготовление одного учебника расходуется как минимум 500г бумаги. Сколько деревьев необходимо срубить для того, чтобы обеспечить учебниками учащихся нашего класса, если на одного ученика нужно 8 учебников.
Ответ: 2 дерева.
Задача 3. Население нашего города 502800 человек. В среднем каждая семья состоит из 4 человек. Сколько елочек может погибнуть в предновогодние дни, если каждая семья «срубит» по 1 елочке?
Ответ: 125700 елей.
Задача 4. Ежегодно весной массово уничтожают луковичные растения, которые занесены в Красную книгу. 1 «цветовод-любитель» срывает примерно 50 растений. Сколько цветов может сохранить наш класс, если просто полюбуется красотой распустившихся цветов, но не сорвет ни одного растения?
Ответ: 1250 цветов.
Задача 5. Из плохо закрытого крана за сутки вытекает 298,7л пресной воды. Сколько пресной воды будет потеряно за 1 год, если не починить кран?
Ответ: 10025,5л воды.
5. Физкультминутка
Задача 6. В ознаменование окончания учебного года ученик сажает дерево. Сколько деревьев посадил перешедший в 7 класс Новиков Вася, если известно, что в первых четырех классах он сидел по 2 года, а в двух следующих по три года?
Ответ: 14 деревьев.
Задача 7. 1 тонна нефти, разлитая на водной поверхности образует нефтяное пятно площадью примерно 6 кв.м. Какую площадь акватории покроет нефтяное пятно в случае аварии танкера водоизмещением в 5000т. Сравните с площадью Каспийского моря, которое составляет 376000 кв.км.
Ответ: 30000 кв.м.
Задача 8. 1 дерево за сутки выделяет 180л кислорода, 1человек потребляет примерно 220л кислорода. Сколько необходимо деревьев для того, чтобы могли свободно дышать жители нашего города (502800 человек)?
Ответ: 614533,3 дереьев.
6. Заполнение кроссворда.
Вопросы:
1. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.
Или: Площадь земли, покрытая многолетними растениями древесными и травянистыми, легко дышится, воздух там чист и свеж. (ЛЕС.)
2. Вещество, которое производят из древесины.
Или: Вещество, из которого делают книги, тетради. (БУМАГА.)
3. Вечнозеленое растение, относится к группе
нецветковых растений.
Или: Это растение приносим в дом на Новый год.
(ЕЛЬ.)
4. Многолетний организм, который вырабатывает в большом количестве кислород в процессе фотосинтеза. (РАСТЕНИЕ.)
5. Вещество без цвета, запаха и вкуса, используется в быту, пище, в нашем организме его содержится 70%. (ВОДА.)
6. Многолетний растительный организм, растет на одном месте, способен к фотосинтезу. (ДЕРЕВО.)
7. Органическое вещество, которое добывают с помощью буровых установок, перевозится танкерами. (НЕФТЬ.)
8. Газ, необходимый для дыхания всех живых организмов. (КИСЛОРОД.)
7. Подведение итогов
Наша планета – поистине чудесна, а наша Родина – одно из самых прекрасных мест на Земле. От Вас зависит, какой будет планета в 21 веке: цветущей, зеленой и голубой или черной и пустынной. Не столь важно, какую профессию Вы выберите в жизни – гораздо важнее, чтобы Вы всегда оставались людьми – существами разумными, живущими в мире и согласии с матушкой Природой. Помните об этом!
Выступление учеников:
У нас одна Земля, одна
Она такая голубая,
Нас к помощи зовет она,
Незащищенная такая.Не отзовешься – в тот же миг
Она нам бросит в обвиненье:
«Не защитили, не спасли!»
Спаси, спасите эту Землю!На ней одной цветы цветут,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты,
И нету голубей планеты.Она дарила радость нам,
Дарила росы и рассветы.
И не найти по всем мирам
Прекрасней матери планеты.
– Я призываю вас всех принять участие в акции «Посади дерево» и пригласить принять участие своих близких, друзей, соседей, чтобы Земля наша оставалась цветущей планетой и город наш был зеленым и красивым.
8. Домашнее задание: написать мини-сочинение об экологических проблемах нашей области и составить 2 задачи по теме урока.
– Большое спасибо за урок!