Геометрические символы

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


 (Курс «МХК» – для учащихся 10 – 11 классов)

Форма урока: урок-лекция

Цель: выявить особенности структурного анализа осуществляемого на основе знаковых систем тесно связанного с семиотикой (наука о знаковых системах) и семантикой (наука о смыслах)

Задачи:

  1. Постижение учащимися в процессе анализа художественного произведения единства формы и смысла
  2. С точки зрения ценностных ориентаций, научить пониманию единства всей мировой художественной культуры
  3. Выработать более терпимое и толерантного отношения к формам и ценностям чужих культур.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше.

Зрительный ряд: слайд-шоу «Геометрические символы» (см. Слайдовое приложение)

Ход урока

Коды могут быть самыми разными: зооморфными, растительными, цветовыми, пищевыми, химическими, числовыми, геометрическими. В любом культурном «тексте» – литературном, изобразительном, орнаментальном – они несут свое сообщение, которое может быть параллельно прямому тексту. Цепочка может включать любое число кодов в зависимости от культурной традиции.

Одним из наиболее древних и одновременно наиболее простых, а в силу этого универсальных, является код геометрических символов и тесно связанная с ним числовая символика.

ТОЧКА – Начнем с самого простого и одновременно самого сложного – с ТОЧКИ. В древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира), его Начало, Центр и Первопричину. Место, откуда все происходит и куда все возвращается.

Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства. В древнеегипетском храме – это обелиск, знаменующий рождение первого луча, а позднее – золотая ладья, в которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.

Разница в толковании путей постижения божественной сущности в восточном и западном христианстве привела к созданию кардинально различных типов храма. Восточная церковь придерживается идеи озарения в молчаливом и пассивном созерцании, и в результате была выработана модель центрического, купольного храма, с пространством, как бы нисходящим сверху вниз, осеняющим верующих божественным светом. Западная церковь трактовала этот процесс именно, как процесс, как Путь, продвижение от тьмы к свету, от незнания к знанию истинной веры, и, соответственно, было найдено решение в виде вытянутой по горизонтали базиликальной конструкции.

В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия, умирающего и воскрешающего бога растительности.

Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные конфигурации. Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ – может превратиться в луч солнца, в стрелу, копье (вспомните «Слово о полку Игореве» - русские воины «рассыпались стрелами по полю», «ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами», «идти дождю стрелами»). Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и воды. Волнообразность движения объединяла в сознании древних воду, огонь и змея. В результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага или меандра.

Простейшие типы меандра соотносились в древнегреческой традиции с водой, а более сложные – с лабиринтом царя Миноса, местом обитания Минотавра. (Меандр – лабиринт без конца и начала, без определенной структуры – сходен с хаосом).

Проследите цепочку символов: точка àлиния àволнистая линия / вода à меандр.

____________________________________________

(после обсуждения) Точка (оппозиция хаосу), линия (развертывание точки в пространстве), волнистая линия / вода (вода сходная с хаосом в силу отсутствия структуры и определенной формы), меандр / лабиринт (символ хаоса); проследив цепочку, мы можем получить представление о логике мифологического мышления, по которой благодаря поэтапной замене снимается первоначальное противопоставление и любое понятие может перейти в свою противоположность.

КРУГ – обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной стороны, он конечен (ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его, потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.

Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с женским началом, а его центр – с мужским; темная часть круга – это «инь», женское начало, а светлая – «янь», мужское начало. Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму, жизнь и смерть, день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле.

Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.

Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных образов (яйцо, черепаха, диск).(Пьеро дела Франческа. Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Ок. 1472-1474. Глядя на этот алтарный образ, невозможно не испытать благовейного чувства. Строгая соразмерность всех частей, совершенство геометрических форм и чистота цвета, сочетаясь, создают подлинный шедевр религиозной живописи. Символическое яйцо. Со сводчатого потолка свисает белоснежное яйцо, ярко сияющее в лучах света. Оно кажется висящим прямо над Мадонной, и его форма перекликается с овалом ее головы. Мастер, поместив яйцо между небом и землей, создал зримый образ двойственной природы Христа.)

Многие, города, в том числе Москва имеют радиально-кольцевую структуру, а наиболее древние жилища (вигвам, иглу) повторяют круг людей, сидящих вокруг костра.

В структуре ритуальных сооружений круг чаще всего использовался для обозначения идеальной небесной сферы: в буддийской традиции семь небес изображались в виде дисков, нанизанных на Мировую ось, купол – повсеместно означает небо, круглое отверстие в перекрытии – око неба.

В изобразительном искусстве форма рондо встречается редко, она используется только в периоды классики. Полукружие арки над многими композициями эпохи Возрождения, внутри картины достраивается до полного круга и символизирует небесную сферу.

КВАДРАТ. С эпохой неолита связано возникновение более определенного по своим параметрам символа пространства и времени – КВАДРАТА. В конфигурации квадрата значимы уже не только центр и периферия, но его стороны и углы. Квадрат – это, прежде всего символ земли: от конкретного поля квадратной или прямоугольной формы до образа мироздания с центром, обозначенным Мировым деревом, и ориентацией по четырем сторонам света, где растут «малые» мировые деревья, живут ветра, стихии, божества времен года.

В модели мира, очерченной в виде квадрата, уже есть более детализированные ориентиры: верх и низ – в вертикальной проекции, правый и левый – в горизонтальной. Квадрат ассоциировался с понятиями равенства, простоты, единообразия и порядка, то есть с идеальной, устойчивой, статистической структурой, которая является наиболее подходящим основанием для любого сакрального сооружения – храма, пирамиды, пагоды. К тому же любая постройка своим фундаментом упирается в землю, она как бы часть земли и ее корней, и, соответственно, в квадратном или прямоугольном плане это символически закрепляется.

Алтари земли всегда имели квадратную форму в отличие от алтарей неба, которые были круглыми.

Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.

Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиции картины и ее символики является «Крещение Христа» Пьеро Делла Франческа. Композиция состоит из круга (небо) и квадрата (земля), которое равно наполовину перекрываю друг друга и тем самым символизируют вхождение Духа Божья в земную плоть Иисуса во время крещения, единство божественного и человеческого начал в Сыне Божьем, но с преобладанием земного начала до воскресения – фигура Христа занимает половину круга и весь квадрат. Святой Дух в виде голубя находится в центре круга, как средоточие небесных сфер.

ТРЕУГОЛЬНИК. Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и пирамиды – своеобразных лестниц в небо.

Треугольник состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты обозначает творческое начало, силу и энергию, жизнь, торжество духовного начала, вертикально стоящего человека, то горизонталь олицетворяет пассивность и косность материи. Стороны треугольника соединяют горизонталь основания с высотой и тем самым как бы снимают их противоположность, жизненная сила и энергия преодолевают пассивность, творческое начало вздымает, взламывает косность, дух соединяется с материей, земля с небом.

Наиболее значимым для изобразительного искусства является треугольник в квадрате, означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном. Этой формой-символом виртуозно владел Леонардо да Винчи, примером чего является композиции «Мадонна в скалах» (треугольник фигур хранит божественное дитя), «Джоконда» (устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней духовной гармонии), «Тайная вечеря» (равносторонний треугольник фигуры Христа с распростертыми навстречу людям руками на фоне светящегося прямоугольника окна – символ его божественности и грядущего преображения).

КРЕСТ – один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его конфигурация (соединение вертикали и горизонтали, верха и низа) указывает на его двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание, прибавление (вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть, инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.

В фольклоре крест обозначает переход из одного пространства в другое – место, особенно опасное в связи с потерей четкой ориентации. Перекресток дорог предлагает выбор: направо – жизнь, налево – смерть, но невозможно определить, где право и где лево в системе совершенно одинаковых ориентиров обманчивой Судьбы.

В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и с фигурой человека с раскинутыми в стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»).

Мировое дерево осуществляет связь всех трех уровней мира, восхождение к миру горнему.

В язычестве практиковалось приношение жертвы на Мировом дереве – до сих пор люди завязывают ленточки белого и красного цвета на особо почитаемых деревьях. «Жертвой» мог быть даже Бог. Ради обретения высшей мудрости Один, глава скандинавского пантеона, сам себя принес в жертву и провисел пронзенный копьем на Мировом дереве Игдрасиль девять дней. Страдание было одним из путей приобщения к божеству.

Позднее, в христианстве, эта мифологема была переосмыслена: Мировое дерево превратилось в инструмент позорной казни, священное жертвоприношение – в позорную смерть, в жертву приносится Сын Божий, а в силу принципа единства троичности – сам Бог, жертва принесена не Богу, а во искупление грехов человечества. Таким образом, крестная жертва Христа становится поворотным пунктом во взаимоотношениях Бога и человека, а крест – своеобразным маркером этого исторического события.

Распятие в христианской традиции заменило собой космическое Мировое дерево. Оно соединило Бога и человека во Христе, святость неба и тьму преисподней (крест своим подножием упирается в гору Голгофу с пещерой, символизирующей ад), грехопадение и его искупление (После воскрешения Христос спустился в ад и вывел из него Адама и Еву, так как он своей жертвой искупил их первородный грех и тем самым открыл дорогу человечеству к духовному спасению), жизнь и смерть в воскресении, прошлое и будущее (сошествие Христа в ад – прообраз второго пришествия Христа, конца мира и Страшного суда). Распятие соединило абсолют Вечности и изменчивость времени исторического.

Крест присутствует в пространственной структуре любого христианского храма, как по вертикали, так и по горизонтали. Своеобразная «философия» креста содержится в ряде раннехристианских мозаик.

Крест обладал магией защиты, поэтому широко применялся в резьбе, в шитье, использовался в качестве амулета.

____________________________

Задание на выбор:

а) охарактеризуйте основные символы геометрического кода
б) проанализируйте выбранное вами произведение живописи с точки зрения символики геометрического кода