Формирование допрофессиональной исследовательской культуры обучающихся через реализацию целевой программы "Одаренные дети"

Разделы: Биология, История и обществознание, Внеклассная работа


Общее и дополнительное образование, являясь массовыми по самой своей природе, обязаны обеспечивать выявление и реализацию способностей, одаренности большинства детей, так как одаренные дети - это национальное достояние. "Ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, и не выявлять своевременно интеллектуальные, творческие или иные потенциалы. Это означает транжирить человеческие ресурсы".

В настоящее время работа по выявлению и развитию одаренности всех без исключения детей становится одной из приоритетных задач образования, обусловливая новые требования к педагогу, повышение роли искусства, культуры, творчества в обучении, разработку идей личностно-развивающего и интегративного обучения, которые все глубже проникают в образовательный процесс, программы и технологии.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

С целью выявления одаренных детей и создания условий для оптимального их развития в МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» разработана и успешно реализуется целевая программа «Одаренные дети». В ходе ее реализации были разработаны разнообразные формы образовательной деятельности, которые включают исследовательские экскурсии, полевые практикумы, и летние экологические экспедиции. Разработана модель городской научно-практической конференции как формы итоговой аттестации творческих достижений одарённых детей.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умение добывать их и самостоятельно добытые знания применять на практике. Научное общество учащихся «БиоТОП», которое создано в МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр», помогает формировать определённую модель поведения в природе, развивать ряд личностных качеств, мотивировать обучающихся на дальнейшее приобретение знаний и применение их в жизни.

Решая вышеизложенные задачи традиционно весной проводится городская научно-практическая конференция научного общества учащихся «БиоТОП» «Природу Старооскольского края сохранят дети», в которой принимают участие обучающиеся 1- 4 классов (секция «Юниор»), 5-11 классов (секция «БиоТОП»). Приоритетными направлениями работы научного общества учащихся являются:

  • экологические исследования по направлениям: лесоводство, растениеводство, медицина, экология, зоология, ботаника, краеведение.
  • природоохранная деятельность: областной экологический марафон «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля», городские природоохранные акции («Покормите птиц зимой», «Живи елка»). «Дни защиты от экологической опасности» (экологические праздники: «День воды», «День Земли», «День птиц»; экологическая акция «Марш парков», Месячник леса). Операция «Первоцвет», Всероссийский экологический форум «Зеленая планета».

Педагоги центра являются руководителями 7 секций. Регулярно в начале года составляется план работы научного общества, включающий деятельность всех секций научного общества.

Еще одной формой обучения одаренных детей является областная очно-заочная профильная школа. Учебный процесс областной очно-заочной профильной школы осуществляется специалистами государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» с привлечением профессорского-преподавательского состава Национального исследовательского университета "Белгородский государственный университет" на базе кафедр университета. ООЗПШ предоставляет возможность обучающимся Белгородской области получить дополнительные знания эколого-биологического профиля, научиться пользоваться научной и справочной литературой, проводить исследования в природе и оформлять исследовательские проекты. С обобщенными результатами принимать участие в мероприятиях как областного, так и всероссийского уровней. В этом году выпускница этой школы поступила в Смоленскую Медицинскую Академию.

Для работы с детьми, проявляющими интерес к исследовательской деятельности разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, отвечающие современным требованиям, ориентированные на углубленное изучение отдельных предметов, результативность, допрофессиональную подготовку обучающихся. Так обучающиеся по индивидуальным программам каждый год занимают первые места в муниципальном, региональном этапах всероссийского фестиваля «Наука. Творчество. Развитие». В мае 2011 года в городе Суздаль проходил Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост». В номинации: «Школьные лесничества в условиях модернизации образования» приняла участие Пожидаева Светлана Анатольевна – учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11». Она представила опыт своей работы школьного лесничества «Ивушка». И была награждена дипломом участника финального тура Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (номинация: «Школьные лесничества в условиях модернизации образования»).

Детский эколого-биологический центр постоянно сотрудничает с учеными Национального исследовательского университета "Белгородский государственный университет", Воронежского Государственного Университета, Белгородской сельскохозяйственной академии, Старооскольского технологического института (филиал) «Национальный Исследовательский Технологический Университет «МИСиС».

Начиная с лета 2004 года при финансовой поддержке администрации города были организованны и успешно проведены экологические экспедиции по комплексному исследованию поймы реки Оскол в черте города Старый Оскол. Место выбрано не случайно. Пойма застроена одноэтажными домиками, население имеет сады и огороды, содержат птицу и домашний скот. В этом районе отсутствует канализация, не ведется регулярный вывоз мусора и водоснабжение осуществляется на самом примитивном уровне. Пойма реки испытывает сильное антропогенное воздействие. Этим и объясняется интерес к данной территории. Результатом работы стало: крупномасштабная экологическая карта, серия тематических карт, м. 1: 10000. Все исследования были оформлены в виде экологических проектов и представлены на городскую научно-практическую конференцию. Комплексная работа представлена на Всероссийский конкурс «Человек на Земле», где получила высокую оценку. Работа Устина Алексея «Гельминтологические исследования реки Оскол в черте города» получила высокую оценку на Российской открытой конференции учащихся «Юность науки». Беззабара Артем стал лауреатом Всероссийской открытой конференции «Первые шаги», а Елена Ватутина представила работу «Оценка экологического состояния поймы реки Оскол в черте города Старый Оскол» на 11-ой Всероссийской научной конференции «Шаг в будущее», апрель 2004г.

Обучение школьников в полевых условиях – эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края. Экспедиции интегрируют в себе образовательную, воспитательную и трудовую функции. Применяя методы полевых исследований, обучающиеся не делают открытия для науки новые, а добывают для себя новые знания о природе. Посредством этих методов обучающиеся не только накапливают фактический материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, объяснять различные природные явления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Литература

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.
  2. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н.Б. – М., 2006. – 240 с.
  5. http://www.den-za-dnem.ru/