Цели:
образовательные: Познакомить учащихся с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь. Закрепить эти понятия в ходе решения задач. Повторить, что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби; сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
развивающие: Развивать речь, логически мыслить, формировать умение различать правильную и неправильную дроби, развивать умение сравнивать правильную и неправильную дроби с единицей и сравнивать правильную и неправильную дроби.
воспитательные: Аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Отметить в журнале отсутствующих в классе.
II. Устная работа.
1. Прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель дроби. Слайд 2
; ; ; ; ; ; ; .
2. Сравните дроби: слайд 3
и; и ; и; и; и; и ; и и
III. Повторение.
слайд 4
1. Начертите отрезок. Затем начертите отрезок, длина которого равна:
а) длины данного отрезка
б) длины данного отрезка
Учащиеся должны начертить отрезок такой длины, чтобы это число делилось на знаменатель 3 и знаменатель 4.
2. Расположите в порядке возрастания дроби: слайд 5
; ; ; ;
Какой единичный отрезок нужно взять, чтобы отметить эти дроби на координатной прямой? (ответы учащихся: 13см или 13 клеток тетради)
IV. Изучение новой темы.
1. Слайд 6
Какая часть закрашена? (дети в тетрадях и один ученик на доске записывают дроби)
Сравните числитель и знаменатель дроби? Учащиеся сравнивают числитель, и знаменатель дроби, делают вывод
Учитель: найдите в учебнике как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя.
2. Слайд 7
Что изображено на рисунке. На сколько частей разрезали торт? (на 8 равных частей). Если положить все 8 частей на другую тарелку, то на второй тарелке, сколько будет торта? Запишите в виде дроби
На сколько равных частей разделили каждый торт, лежащие на большой тарелке?
Ответы учащихся: на 8 частей
Сколько частей положили на вторую тарелку? Как записать это в виде дроби? Сравните числитель и знаменатель, записанных дробей. (учащиеся сравнивают и делают вывод)
Учитель: найдите в учебнике, как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю или числитель больше знаменателя.
3. Придумайте и запишите в тетрадях три правильные дроби и три неправильные дроби (учитель выборочно проверяет у учащихся)
4. Слайд 8 Изобразите следующие дроби на координатной прямой:
; ; .
а) Назовите правильные дроби
б) Назовите неправильные дроби
в) Сравните правильные дроби с единицей
г) Сравните неправильные дроби с единицей
д) Сравните правильные дроби и неправильные дроби
А теперь прежде, чем перейти к закреплению новой темы мы проведём физминутку.
V. Физминутка.
слайд 9
Мы сегодня рано встали (Учащиеся шагают на месте)
И зарядку делать стали
Руки – вверх! Руки – вниз!
Влево – вправо повернись!
VI. Закрепление.
№ 976; №977; №975.
VII. Проверочная работа.
(карточки) [2] Приложение.
VIII. Домашнее задание.
п. 25, стр. 151-152, №999, №1000, слайд 10
IX. Итог урока.
слайд 11
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Назовите правильные и неправильные дроби:
;
Литература:
- Математика 5 класс Автор: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – Москва: «Мнемозина», 2009.
- Занимательные задания в обучении математике М.Ю. Шуба –Москва: «Просвещение», 1995.