Цель: формирование знаний детей о приметах и запретах.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с ненецкими запретами и приметами
- Способствовать формированию коммуникативной культуры
- Способствовать воспитанию бережного отношения к людям, животным и окружающей среде.
Время проведения: 30 минут.
Место проведения: игровая группы (семьи) №1-2.
Форма проведения: беседа.
Участники: 1-5 классы.
Ожидаемый результат: воспитанники узнают приметы, запреты, наставления ненецкого народа.
Оборудование: название темы, эпиграф занятия, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Как много дедовских примет
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о приметах и запретах. Какие приметы вы знаете? (воспитанники отвечают, воспитатель – уточняет)
Нельзя стучать по чуму, начнется пурга.
Какие запреты знаете, слышали от взрослых?
Нельзя игрушки оставлять не собранными – ведьма будет играть игрушками, нельзя плевать в огонь – язык опухнет, нельзя вечером баловаться громко кричать – у хозяина земли заболит голова.
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Тундровые ненцы всегда воспитывали детей, опираясь на правила-наставления: «Почитание родителей»: «Взрослым станешь отца и мать не забывай»
Почему так говорят?
Бережное отношение к старым и слабым: «Не дразни хворого – сам станешь таким»
Почитание священных животных и птиц: «О гуляющем на воле волке зря не говори – на наших оленей нападет».
Каких животных чтут ненцы? (медведь, волк)
Каких птиц чтут ненцы? (лебедь, гагара)
Молодцы!
Воспитатель. А теперь давайте вспомним запреты-заповеди:
- «Не плюй на огонь – язык опухнет»
- «Не кидай в воду камни – хранителю воды в глаз попадешь – нас без рыбы оставишь»
- «Не стой, когда ешь, – плохую привычку войдет».
Воспитатель. Ненцы часто упоминают народные поверья, связанные с правилами труда, сборки чума, чаепития, гостевания, поминок и т.д.
Один из самых известных культов – культ оленя. Ненцы почитают священных оленей: вожака, менаруя, важенок.
Воспитатель. А какие приметы вы знаете?
- Гагара на воде кричит – дождь накликает.
- Солнце вечером краснеет – день будет ветренным.
- Много грибов – много белок будет.
- Если собака стоя на ногах качается – хозяину предстоит дорога.
- Нельзя переступать через собаку – растопчешь свое счастье.
- Мальчик не должен скрести с посуды остатки пищи – будет неудачливым охотником, рыбаком.
- Мальчик не должен есть хвостовую часть рыбы. Почему?
- Если девочка без причины прокалывает несколько раз на себе одежду – это к покойнику.
- Грех накладывать шов на старый шов – ослепнешь в будущем.
Воспитатель. Ребята, о чем мы говорили на этом занятии?
Какие правила-наставления вы запомнили?
Какие запреты вы запомнили?
Какие приметы узнали на занятии?
Воспитатель. Молодцы! Сегодня на занятии внимательно слушали и активно работали Анжела, Настя, Геля, Аня. До свидания.
Литература: Федорова Л.В. Северные родники. – Сыктывкар: АО «Коми республиканская типография», 1995.