I. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
II. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Чистополь – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
- организовать экскурсии по историческим местам Чистополя, Татарстана.
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
- учащиеся
- классные руководители
- учителя-предметники
- психолог
- родители
- сотрудники музея.
4. Основные формы работы:
беседы родительские собрания родительский лекторий индивидуальное консультирование совместные мероприятия конкурсы игры анкетирование семейные праздники часы общения игровые программы конкурсы |
практические и учебные игры устные журналы диспуты викторины заочные путешествия экскурсии презентации проекты исследовательские работы утренники тренинги |
5. Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
6. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
- последовательности
- гуманизации
- интеграции
- системности
- культуросообразности.
7. Сотрудничество гимназии с другими учреждениями
Учреждение | Формы взаимодействия |
Совет ветеранов города | Встречи, беседы, праздники, акции |
Объединения дополнительного образования | Посещение спортивных секций, военная игра «Зарница», Дни защиты детей |
Предприятия города Чистополя | Экскурсии на предприятия города, беседы |
Историко-археологический заповедник «Джукетау» | Экскурсия по заповеднику, археологическая экспедиция |
Музей Боевой Славы, музей уездного города, музей Б. Пастернака, музей милиции и др. | Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся |
Школьный музей «Чистопольские страницы» | Экскурсия, лекции, беседы |
8. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
III. Содержание программы.
Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:
- Семья вся вместе – и душа на месте
- Школа – мой второй дом
- Чистополь – город родной
- Родной свой край люби и знай
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
- воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
- формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав гимназии.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Чистополь – город родной»
Задачи:
- формировать представления о специфике города, об истории города;
- приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитывать гордость званием чистопольца, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Чистополя.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
- формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
- воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Татарстана.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (33 часа);
2 ступень – 2 класс (34 часа);
3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название темы | Форма проведения |
1 класс | ||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | ||
1 | Мои родные | фотовернисаж |
2 | Имя твое | поисковое задание |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт |
4 | Мое имя и фамилия | в летописи семьи |
5 | Ты – родитель | игра |
6 | Игры бабушек, дедушек | практикум |
7 | Мои обязанности в семье | беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка |
II. Школа – мой второй дом | ||
1 | Здравствуй, школа! | праздник |
2 | Школьные кабинеты | экскурсия |
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута |
4 | Мой сосед по парте | игра |
5 | Посвящение в первоклассники | праздник |
6 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей |
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
8 | Наши обязанности | игра |
9 | До свидания, первый класс! | праздник |
III. Чистополь – город родной | ||
1 | Мой двор | рисунки |
2 | Удивительное имя нашего города | легенды |
3 | Герб города | беседа |
4 | Прогулка-экскурсия по города | экскурсия на автобусе |
5 | Удивительный наряд города | видео экскурсия |
6 | Характер города. Город владеет культурными богатствами | беседа |
7 | Характер города. Город владеет духовными богатствами | фотовернисаж |
8 | Посещение музея уездного города. | экскурсия |
9 | Занятия жителей города | беседа |
IV. Родной свой край люби и знай | ||
1 | «Большая Родина» – республика. Географическое положение. | беседа |
2 | Казань – столица Татарстана | видео экскурсия |
3 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игра |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир Татарстана | беседа |
5 | Красота родной природы | видео экскурсия |
6 | Дружба народов Татарстана | беседа |
2 класс | ||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | ||
1 | Мой дом – моя крепость | игра |
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки |
3 | Профессия моего отца | фотовернисаж |
4 | Профессия моей мамы | фотовернисаж |
5 | Распределение обязанностей в семье | практикум |
6 | Песни родителей, бабушек | прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
II. Школа – мой второй дом | ||
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа |
3 | Мои любимые книги | выставка книг |
4 | Береги учебник | акция |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа |
6 | Я – директор школы | ролевая игра |
7 | Школа будущего | конкурс рисунков |
8 | Дом, в котором мы живем | практическая деятельность по созданию презентаций о школе |
III. Чистополь – город родной | ||
1, 2 | Память о прошлом. | беседа |
3 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание |
4 | Посещение кинотеатра, театра | культпоход |
5 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады |
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа |
7 | Аллея героев | экскурсия |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия |
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам города |
IV. Родной свой край люби и знай | ||
1 | Флаг Татарстана | беседа, рисунки |
2 | Герб Татарстана | беседа |
3 | Гимн Татарстана | прослушивание |
4 | Национальная кухня | конкурс блюд |
5 | Национальный костюм | рисунки |
6 | Заповедные места Татарстана | беседа |
7 | Игры татарского народа | практикум |
8 | Сабантуй | праздник |
3 класс | ||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | ||
1 | Моя семья | сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок |
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры | практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник |
II. Школа – мой второй дом | ||
1 | Моя школа – мой дом | беседа |
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка |
4 | Что растет на территории школы | тесты |
5 | Все о школе | викторина |
6 | Школьный музей «Чистопольские страницы» | экскурсия |
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
8 | Трудовой десант | посадка многолетних растений на клумбах школьного участка |
III. Чистополь – город родной | ||
1 | Исторические места города. | экскурсия |
2 | Моему городу 230 лет | выставка фотографий |
3 | Промышленные предприятия города | экскурсия |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | беседа |
5 | Посещение музея Боевой Славы | экскурсия в музей |
6 | Знаменитые земляки | поисковое задание |
7 | Встреча с известными земляками | беседа |
8 | Знай, люби и гордись своим городом | практикум |
IV. Родной свой край люби и знай | ||
1 | Казань в далеком прошлом | беседа |
2 | Гражданская война на территории ТАССР | беседа |
3 | Подвиги татарстанцев в годы Великой Отечественной войны | беседа |
4 | Символика Татарстана | беседа |
5 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра |
6 | Я – гражданин | рисунки |
7 | Многонациональная республика Татарстан | беседа |
8, 9 | Праздники татарского народа | праздник |
10 | Всяк на Волге город – град, а Казань всем городам город. | экскурсия |
4 класс | ||
I. Семья вся вместе – и душа на месте | ||
1 | История одной фотографии | сочинение |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями |
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание |
5 | Семейный бюджет | практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка |
II. Школа – мой второй дом | ||
1 | Юбилейная дата. Встреча с детским писателем | беседа |
2 | Умники и умницы | интеллектуальная игра |
3 | Бюджет школы | практикум |
4 | Школьный краеведческий музей «Чистопольские страницы» | экскурсия в школьный музей |
5 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков |
6 | История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы. | создание альбома |
7 | Прощание с начальной школой | праздник |
8 | Подарок школе | сбор макулатуры |
III. Чистополь – город родной | ||
1 | Моя малая родина | сочинение |
2 | Писатели в годы Великой Отечественной войны в Чистополе | посещение музея Б.Пастернака |
3 | Знакомство с духовной жизнью города | экскурсии по храмам, соборам, мечетям |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | Экскурсия по историко-археологическому заповеднику Джукетау | экскурсия |
6 | Изучение археологических находок | сбор материала для школьного музея |
7 | Что мы покажем гостям в Чистополе | оформление уголка |
8 | Мой город в будущем | защита проекта |
IV. Родной свой край люби и знай | ||
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа |
2 | Булгары – древние предки татар | беседа |
3 | Казанское ханство | беседа |
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане | экскурсия в храм, мечеть |
6, 7 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики | чтение произведений, театрал. представления |
8 | Трудовые достижения и замечательные люди Татарстана | поисковое задание |
9 | Что человечество ценит больше всего. Казанский Кремль | экскурсия по Кремлю |
10 | Казанский Кремль – далекое прошлое нашего края | викторина |
IV. Реализация программы.
- Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
- Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
- Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
- Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
- Посещение семей на дому.
- Посещение музея уездного города, музей Б.Пастернака, музея Боевой Славы, музея милиции, школьного музея «Чистопольские станицы», экскурсия и экспедиция по историко-археологическому заповеднику и др.
V. Ожидаемые результаты:
- Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
- Повышение уровня духовной культуры
- Возрождение патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
- Алишев С. Казанское Ханство: В серии «История татар».- Казань: Тат. кн.изд, 2002.
- Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
- Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
- Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Казань, 2003.
- Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. – Казань: КГПУ, 2005.
- Шакирова В.С. Наша Родина Татарстан. – Казань: Тат. кн. изд., 1992.