Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов "Милый сердцу уголок"

Разделы: Внеклассная работа


I. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

II. Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Чистополь – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам Чистополя, Татарстана.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

  • учащиеся
  • классные руководители
  • учителя-предметники
  • психолог
  • родители
  • сотрудники музея.

4. Основные формы работы:

беседы
родительские собрания
родительский лекторий
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы
практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
тренинги

5. Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности
  • гуманизации
  • интеграции
  • системности
  • культуросообразности.

7. Сотрудничество гимназии с другими учреждениями

Учреждение Формы взаимодействия
Совет ветеранов города Встречи, беседы, праздники, акции
Объединения дополнительного образования Посещение спортивных секций, военная игра «Зарница», Дни защиты детей
Предприятия города Чистополя Экскурсии на предприятия города, беседы
Историко-археологический заповедник «Джукетау» Экскурсия по заповеднику, археологическая экспедиция
Музей Боевой Славы, музей уездного города, музей Б. Пастернака, музей милиции и др. Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся
Школьный музей «Чистопольские страницы» Экскурсия, лекции, беседы

8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

III. Содержание программы.

Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:

  • Семья вся вместе – и душа на месте
  • Школа – мой второй дом
  • Чистополь – город родной
  • Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав гимназии.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Чистополь – город родной»

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость званием чистопольца, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Чистополя.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Татарстана.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);

2 ступень – 2 класс (34 часа);

3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название темы Форма проведения
  1 класс
  I. Семья вся вместе – и душа на месте
1 Мои родные фотовернисаж
2 Имя твое поисковое задание
3 Поздравление мам с Днем Матери концерт
4 Мое имя и фамилия в летописи семьи
5 Ты – родитель игра
6 Игры бабушек, дедушек практикум
7 Мои обязанности в семье беседа
8 Поздравление пап с Днем защитника Отечества праздник
9 Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта открытка
  II. Школа – мой второй дом 
1 Здравствуй, школа! праздник
2 Школьные кабинеты экскурсия
3 Адрес школы. Дорога в школу составление маршрута
4 Мой сосед по парте игра
5 Посвящение в первоклассники праздник
6 Традиции школы беседа, собрание для родителей
7 Школьная библиотека. Посвящение в читатели экскурсия, конкурсы
8 Наши обязанности игра
9 До свидания, первый класс! праздник
  III. Чистополь – город родной
1 Мой двор рисунки
2 Удивительное имя нашего города легенды
3 Герб города беседа
4 Прогулка-экскурсия по города экскурсия на автобусе
5 Удивительный наряд города видео экскурсия
6 Характер города. Город владеет культурными богатствами беседа
7 Характер города. Город владеет духовными богатствами фотовернисаж
8 Посещение музея уездного города. экскурсия
9 Занятия жителей города беседа
  IV. Родной свой край люби и знай
1 «Большая Родина» – республика. Географическое положение. беседа
2 Казань – столица Татарстана видео экскурсия
3 Из бабушкиного сундука фольклорные посиделки, игра
4 Кто нас окружает. Растительный и животный мир Татарстана беседа
5 Красота родной природы видео экскурсия
6 Дружба народов Татарстана беседа
  2 класс
  I. Семья вся вместе – и душа на месте
1 Мой дом – моя крепость игра
2 Досуг в моей семье беседа, рисунки
3 Профессия моего отца фотовернисаж
4 Профессия моей мамы фотовернисаж
5 Распределение обязанностей в семье практикум
6 Песни родителей, бабушек прослушивание
7 Фамилия, имена, отчества членов семьи поисковое задание
8 Папа, мама, я – читающая семья соревнования, праздник
  II. Школа – мой второй дом
1 Правила поведения учащихся на уроках и переменах беседа
2 Распределение обязанностей в классном коллективе беседа
3 Мои любимые книги выставка книг
4 Береги учебник акция
5 Бережное отношение к школьному имуществу беседа
6 Я – директор школы ролевая игра
7 Школа будущего конкурс рисунков
8 Дом, в котором мы живем практическая деятельность по созданию презентаций о школе
  III. Чистополь – город родной
1, 2 Память о прошлом. беседа
3 О чём говорят названия улиц поисковое задание
4 Посещение кинотеатра, театра культпоход
5 Альбом «Знай и люби свой город» рисунки, сочинения, мини-доклады
6 Встреча с ветераном Великой Отечественной войны встреча, беседа
7 Аллея героев экскурсия
8 Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. экскурсия
9, 10 Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте беседа, прогулки по отдельным местам города
  IV. Родной свой край люби и знай
1 Флаг Татарстана беседа, рисунки
2 Герб Татарстана беседа
3 Гимн Татарстана прослушивание
4 Национальная кухня конкурс блюд
5 Национальный костюм рисунки
6 Заповедные места Татарстана беседа
7 Игры татарского народа практикум
8 Сабантуй праздник
  3 класс
  I. Семья вся вместе – и душа на месте
1 Моя семья сочинение
2 У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки выставка семейных поделок
3 Герб моей семьи конкурс рисунков
4 Моя родословная составление родословной
5 У семейного очага семейная игра
6 Великая Отечественная война в истории моей семьи поисковое задание
7 Подвижные семейные игры практикум
8 Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека открытки, праздник
  II. Школа – мой второй дом
1 Моя школа – мой дом беседа
2 Я работаю в библиотеке ролевая игра
3 Поздравление учителей с Днем учителя открытка
4 Что растет на территории школы тесты
5 Все о школе викторина
6 Школьный музей «Чистопольские страницы» экскурсия
7 Акция «Хорошее время читать»» читательский дневник
8 Трудовой десант посадка многолетних растений на клумбах школьного участка
  III. Чистополь – город родной
1 Исторические места города. экскурсия
2 Моему городу 230 лет выставка фотографий
3 Промышленные предприятия города экскурсия
4 Великая Отечественная война в истории моего города беседа
5 Посещение музея Боевой Славы экскурсия в музей
6 Знаменитые земляки поисковое задание
7 Встреча с известными земляками беседа
8 Знай, люби и гордись своим городом практикум
  IV. Родной свой край люби и знай
1 Казань в далеком прошлом беседа
2 Гражданская война на территории ТАССР беседа
3 Подвиги татарстанцев в годы Великой Отечественной войны беседа
4 Символика Татарстана беседа
5 Кто в государстве самый главный? ролевая игра
6 Я – гражданин рисунки
7 Многонациональная республика Татарстан беседа
8, 9 Праздники татарского народа праздник
10 Всяк на Волге город – град, а Казань всем городам город. экскурсия
  4 класс
  I. Семья вся вместе – и душа на месте
1 История одной фотографии сочинение
2 Рукотворный мир выставка поделок, сделанных совместно с родителями
3 Моя семья. Семейные традиции практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет
4 Вклад моей семьи в историю страны поисковое задание
5 Семейный бюджет практикум
6 Права и обязанности родителей и детей круглый стол
7 Папа, мама, я – дружная семья спортивный праздник
8 Поздравление с Днем Семьи поздравительная открытка
  II. Школа – мой второй дом
1 Юбилейная дата. Встреча с детским писателем беседа
2 Умники и умницы интеллектуальная игра
3 Бюджет школы практикум
4 Школьный краеведческий музей «Чистопольские страницы» экскурсия в школьный музей
5 Мой любимый предмет в школе конкурс рисунков
6 История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы. создание альбома
7 Прощание с начальной школой праздник
8 Подарок школе сбор макулатуры
  III. Чистополь – город родной
1 Моя малая родина сочинение
2 Писатели в годы Великой Отечественной войны в Чистополе посещение музея Б.Пастернака
3 Знакомство с духовной жизнью города экскурсии по храмам, соборам, мечетям
4 Герои – земляки Великой Отечественной войны поисковое задание
5 Экскурсия по историко-археологическому заповеднику Джукетау экскурсия
6 Изучение археологических находок сбор материала для школьного музея
7 Что мы покажем гостям в Чистополе оформление уголка
8 Мой город в будущем защита проекта
  IV. Родной свой край люби и знай
1 Первобытный мир – начало истории человечества беседа
2 Булгары – древние предки татар беседа
3 Казанское ханство беседа
4 Наш край в годы Великой Отечественной войны поисковое задание
5 На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане экскурсия в храм, мечеть
6, 7 Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики чтение произведений, театрал. представления
8 Трудовые достижения и замечательные люди Татарстана поисковое задание
9 Что человечество ценит больше всего. Казанский Кремль экскурсия по Кремлю
10 Казанский Кремль – далекое прошлое нашего края викторина
 

IV. Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
  3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
  4. Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
  5. Посещение семей на дому.
  6. Посещение музея уездного города, музей Б.Пастернака, музея Боевой Славы, музея милиции, школьного музея «Чистопольские станицы», экскурсия и экспедиция по историко-археологическому заповеднику и др.

V. Ожидаемые результаты:

  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
  • Повышение уровня духовной культуры
  • Возрождение патриотического воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Алишев С. Казанское Ханство: В серии «История татар».- Казань: Тат. кн.изд, 2002.
  2. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
  3. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
  4. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Метод. пособие. – Казань, 2003.
  5. Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. – Казань: КГПУ, 2005.
  6. Шакирова В.С. Наша Родина Татарстан. – Казань: Тат. кн. изд., 1992.