Программное содержание: Учить детей узнавать животных по характерным признакам. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы. Расширять представления детей о жизни и обитании диких животных в зимнее время (лиса, заяц, медведь). Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь, заботливое отношение к диким животным.
Материал: искусственные елочки; игрушки – заяц, лиса, медведь, колобок; Музыкальная запись – отрывок из произведений П.И Чайковского «Времена года» (Зима); Гимнастическая верёвка, кольца гимнастические
Ход занятия
- Дети, сегодня у нас гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются)
-Дети, слышите музыку? Давайте отправимся с вами сегодня в сказочный лес. (звучит запись «Времена года» (Зима) П.И.Чайковского)
Это волшебница – Зима приглашает нас в гости!
-Кто не любит чудеса?
Кто не любит сказки?
Закрывайте – ка скорей
На минутку глазки
Слышишь, как бушует вьюга?
Зимних дней она подруга.
Нас поднимет до высот,
В гости к сказке отнесёт.
-Открывайте глаза,
Мы с вами очутились в сказочном зимнем лесу.
Ребята, в этом лесу хозяйка – Зима.
А что бывает зимой? (мороз, снег, холод и т.д.)
-Дети, зимой злая пурга наметает громадные сугробы снега, а её брат – Мороз нагоняет стужу, холод.
-А теперь я хочу пригласить вас погулять по зимнему сказочному лесу. Я знаю точно, что в сказочном лесу мы с вами обязательно кого-нибудь встретим. (Дети идут по зимней снежной дорожке)
-Ой, дети, посмотрите, кого мы встретили в сказочном лесу. Кто это? (Колобок)
-Давайте поздороваемся с Колобком. (Дети здороваются)
-Здравствуй, Колобок!
-Здравствуйте, дети!
-Дети, посмотрите какой Колобок красивый. Погладьте его! Какой колобок? (круглый, мягкий, румяный) (Индивидуальные вопросы к детям)
-Я в лесу был летом, а сейчас зима, Всё покрыто снегом и холодно.
-Ребята, Колобок хочет знать, что происходит в лесу. А вы хотите узнать? (Да)
-Хорошо, дети, тогда пойдёмте дальше. Ой, ребята, кто там махнул рыжим хвостом? Кто бы это мог быть? (Дети) – Это лиса.
-Давайте посмотрим, правда ли это лиса? (Достаёт из-под ёлки лису)
-Посмотри, Колобок, это лиса. Она тоже живёт в зимнем сказочном лесу. Давайте дети расскажем Колобку всё, что мы знаем о лисе.
- Лиса живёт в норке. Зимой она бегает за зайцами. Ребята, давайте погладим лису! (Дети гладят)
-Дети, а у лисы какая шубка? (мягкая, рыжая, пушистая)
-Где живёт лиса? (в норке)
-Молодцы ребята, пойдёмте дальше.
-Дети, а здесь болото и оно совсем замёрзло. Как нам пройти по болоту? (Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку)
Дети вместе с Колобком перепрыгивают с кочки на кочку.
А теперь послушайте загадку:
«Белый пушистый в лесу живёт,
Скачет, прыг-скок». (Заяц)
-Дети, найдём ли мы зайчика в лесу? (да)
Почему вы думаете, что мы его найдём? Зайчик ведь всего боится. Давайте посмотрим зайчика под ёлочкой. (находят зайца)
-Поздоровайтесь с зайкой. (Дети здороваются)
-Здравствуйте дети.
-Ребята, погладьте зайчика. Какой он? (белый, мягкий, пушистый)
-Мне Колобок подсказывает, что этот зайчик какой-то не такой.
-Дети, а почему Колобок зайчика не узнал? (ответы детей)
Дети, это всё тот же заяц, только он поменял свою шубку серенькую на беленькую. Зайцы на зиму меняют шубку. Так как зимой снег белый, и чтобы лиса не могла его поймать. Он бегает по лесу, грызёт кору деревьев и ветки кустов. Ему хочется поесть травы, но зимой её не бывает.
-Дети, нашему зайке холодно и он хочет попрыгать и поиграть.
Проводится игра «Зайка беленький сидит»
-Теперь зайка согрелся и убежал. А мы с вами пойдём дальше.
-Дети, посмотрите, здесь мостик через речку. Нужно пройти по мостику так чтобы не упасть, так как лед ещё тонкий. (Дети идут по мостику)
-Ребята, посмотрите какой огромный снежный сугроб. Ой, Здесь какая - то записка:
Я в берлогу лягу спать,
За осенью зима опять
И пусть приснится мёд.
Проснусь я, как весна придёт»
-Дети, как вы думаете, кто мог оставить эту записку? (Медведь, Мишка)
-Дети, а вы знаете, что медведь всё лето кушает лесные ягоды; Нагуливает жир, а зимой ложиться в спячку, и спит всю зиму до весны.
Дом, в котором спит медведь, зимой называется берлога.
А теперь давайте тихо обойдём берлогу и посмотрим, как же медведь спит в берлоге. Идём тихо, на носочках, чтобы медведя не разбудить. Иначе будет ходить всю зиму злой и голодный.
Ну, вот и пришли мы на нашу полянку, садитесь, отдохните и Колобок с нами отдохнёт.
-Колобок! Понравилось тебе путешествие в сказочном лесу? (Да)
А вам, дети, понравилось? (да)
-Каких зверей мы встретили в лесу? (Дети называют)
-А можем ли мы их обижать? (Нет)
-Правильно, нельзя, потому что человек сильнее животных. Вот поэтому мы с вами должны охранять и оберегать их.
-А теперь Колобок говорит нам спасибо за то, что так много узнал интересного и просит проводить его. Ведь ему нужно идти в другой детский сад, к другим ребятам.
(Дети провожают Колобка)