Нормативно-правовое обеспечение:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление правительства РФ от 12.09.08 № 666)
- Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Письмо Департамента государственной политики в образовании от 13.03.2009 № 03-451)
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 г. (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р)
- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655, регистрационный номер 16299 от 08.02.2010 Министерство юстиции РФ.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
- Устав ДОУ
Цель программы: Объединение совместных усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения.
Основные задачи реализации программы:
- Создать предметно-развивающую среду в группе по основам безопасности жизнедеятельности
- Привлекать родителей к участию в образовательном процессе
- Оказывать помощь родителя о способах обучения детей дошкольного возраста, правильной реакции на неожиданно сложившуюся ситуацию
- Обобщить и распространить опыт семейного воспитания в области здоровьесбережения
Методы исследования:
- Анкетирование
- Тестирование
- Наблюдение
- Беседа
- Методы математической статистики
Срок реализации программы: Март 2010 – июнь 2013 г.
Социальный статус, возраст и число участников программы:
Дети группы «Теремок» (4-7 лет), их родители.
Возможный охват программы – 50 человек.
Специалисты, медицинские работники дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №115» 5 – человек, специалисты ГИБДД и пожарной инспекции.
Обоснование актуальности:
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного ценностного мира природы, социума и человека, идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, не исказив их содержание. Проблему, связанной с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания поведения детей между детским садам и семьей и поддерживать тесную связь с инспектором ГИБДД, пожарными инспекторами и специалистами по ГО и ЧС. Заинтересовавшись этой проблемой, решила исследовать её и провела опрос родителей и детей. Результаты анкетирования показали, что родители детей группы недостаточно компетентны в знаниях безопасности, не всегда соблюдают правила дорожного движения – 30%, не соблюдают правила осторожного обращения с лекарствами – 25%, недостаточно знают о том, как вести с пострадавшими и незнакомыми людьми – 25%, не всегда правильно реагируют в некоторых экстремальных ситуациях – 30%.
Результаты анкетирования детей не показали достаточных знаний по безопасному поведению. Я пришла к выводу о том, что привлечение к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения тем более необходимо, что среди них бытует мнение, что дети овладевают знаниями безопасного поведения самостоятельно в повседневной жизни и поэтому разработала эту программу для родителей.
Содержание программы
I этап – организационно-подготовительный
- изучение методической литературы и составление картотеки по проблеме;
- определение целей и задач, направленной деятельности;
- формирование нормативно- правовой базы;
- определение ожидаемых результатов;
- проведение исследований среди родителей и детей.
II этап – основной, работа с родителями
- Родительское собрание
- Чтобы ребенок был здоров;
- Безопасность ребенка;
- Гиперактивный ребенок в саду и в школе;
- Ребенок и ПДД.
- Папки-передвижки
- Роль семьи в воспитании детей;
- Родители и дети: безопасное воспитание;
- Здоровый образ жизни;
- Родители о ПДД.
- Проекты
- Дом, в котором я живу;
- Карта опасностей микрорайона;
- Дом-школа-дом;
- Волшебная страна «светофорик»;
- Консультации для родителей
- Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам;
- Обучение дошкольников безопасному поведению;
- Ваши дети будут делать только так, как поступаете вы;
- Здоровье ребенка в ваших руках;
- Рекомендации родителям гиперактивного ребенка;
- Азбука безопасности;
- Основы безопасности жизнедеятельности детей;
- Личная безопасность.
- Выпуск памяток
- Зарядка позитивного мышления;
- Оздоровление детей в летний период;
- Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности;
- Правила дорожного движения и дети;
- Что могут сами дети.
- Организация встреч с:
- Медицинскими работниками;
- Врачом-педиатром;
- Специалистами ГО, ГИБДД, пожарной инспекции.
- Обсуждение ситуаций по теме «А я бы поступил бы так»
- Приглашение на открытые показы зрителей.
- Тренинг «Правила и запреты».
- Обсуждение результатов учебной пожарной эвакуации.
- Организация обмена опытом воспитателя по теме.
- Организация выставок поделок, рисунков детей.
- Создание библиотеки для родителей по теме.
- Создание предметно-развивающей среды по безопасному поведению детей.
- Индивидуальный анализ детей поведения детей с родителями.
- Благоустройство участка в д/саду
- Организация фотовыставок «Моя безопасность».
- Анкетирование, тестирование родителей по теме.
Блок работы с педагогами:
- Выставка научно-методической литературы и её презентация на методических мероприятиях.
- Приглашение на отрытые просмотры занятий по теме.
- Консультации для педагогов:
- Обучение дошкольников безопасному поведению по различной тематике;
- Игры для гиперактивных и агрессивных детей;
- Шпаргалка для воспитателей; признаки насилия;
- Воспитатель – первый учитель безопасного поведения на дороге;
- Как работать с родителями по профилактике травматизма у детей.
Блок работы с детьми:
- Реализация разделов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Открытые показы для родителей:
- Безопасность на дороге;
- Зайка на кухне;
- Спички – детям не игрушки;
- Я – один на улице. Мои действия;
- Один дома- в дом стучат;
- Лисичка – сестричка и серый волк.
- Инсценирование сказок на новый лад.
- Сказка «Колобок»;
- Петушок – золотой гребешок;
- Репка;
- Один дома или волк и семеро козлят
- Интервьюирование по теме «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, сможешь ли объяснить, где ты живешь?»
- Досуги, развлечение
- Винни-Пух, Пятачок и азбука безопасности;
- Волшебная страна Светофорик;
- Сокровища Форта – Боярд.
- Чтение произведений художественной литературы по теме.
Взаимодействие с социумом:
- Организация встреч со специалистами: ГИБДД, ГО и ЧС, пожарными инспекторами.
- Организация экскурсий в пожарное депо.
- Совместные мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и воспитанниками МДОУ «ДСОВ№31», воспитанниками школы юных автоинспекторов МОУ «СОШ №42».
- Презентация программы в рамках профессиональных конкурсов и сообществ
Ш этап – итоговый
- Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными в ходе реализации программы.
- Подведение итогов по реализации программы.
Ожидаемые результаты:
- Повышение компетентности родителей по формированию безопасного поведения у детей.
- Создание предметно-развивающей среды в группе по основам безопасности.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по теме.
- Снижение уровня заболевания у детей.
- Минимизация случаев травматизма детей.
Литература:
- Авдеева, Н.Н., Князева, О.А., Стеркина, Р.Б. Программа для дошкольных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста [текст] – М.: «Просвещение». 2003.-153 с.
- Белая, К.Ю. Зимонина, В.Н., Кондрахинская, Л.А., «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты, занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста», книга для воспитателей детского сада. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 – 94с.
- Гарнашева, Т.Н., «ОБЖ для дошкольников». Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: «Издательство» «Детство-Пресс», 2011 – 128с.
- Голубева, Л.Г. Оздоровительный массаж в домашних условиях [текс]/Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина.-М.: «Просвещение; 2007.-47с.
- Голубева, Л.Г. Закаливание дошкольника [текст]/Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина.-М.: «Просвещение, 2007.-31 с.
- Доронова, Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. «Из детства – в отрочество» [текст]/ Г.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова.-М.: «Просвещение», 2007.-303 с.
- Доронова, Т.Н, Глушкова, Г.В, Гризик, Т.И. «Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] - 2-е изд.-М.: «Просвещение», 2006.-191 с.
- Доскин, В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе [текст]/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: «Просвещение», 2007.-46 с.
- Доскин, В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [текст]/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: «Просвещение», 2006.-142 с.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с.
- Извекова, Н.А., Медведева Л.Б., Полякова Л.Б., Федотова, Ф.Н. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - М.: ТЦ Сфера, 2006, 120с.
- Интернет-сайт Иванишиной Ольги Николаевны.
- Кознова, А.В.,Р.П.Демелина. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-112 с.
- Максимчук, Л.В., «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности». Учебное пособие. – М.; Центр педагогического образования, 2008, 48с.
- Манер, А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.-М.: ТЦ Сфера 2011.-128 с.
- Петрановская, Л.В. Что делать, если…! Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов.-М.: Мир энциклопедий. Аванта плюс, Астрель. 2010.-143 с.
- Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009.-64 с.
- Сорокина, Л.А., «Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения». Практическое пособие. М.: Аркти, 2011-64с.
- Старцева, О.Ю., «Школа дорожных наук». Профилактика детского дорожного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. – 64с.
- Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы: книга для воспитателей детского сада и родителей.-М.: «Просвещение», 1993.-112 с.
- Чермашенцева О.В.Основа безопасного поведения дошкольников:занятия,планирование,рекомендации.-Волгоград:Учитель,2010-207с.
- Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы.-М.: ВАКО, 2010.-233 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Шорыгина, Т.А., «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010-80с.
- Шорыгина, Т.А., «Беседы о здоровье». – Методические пособия. – М.: ТЦ Сфера, 2010-64с.
- Шорыгина, Т.А., «Беседы о правилах пожарной безопасности». – М.: ТЦ Сфера, 2010-64с.
- Шорыгина, Т.А., «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010-80с.