Актуальность данного урока:
- Воспитание мотивации к здоровому образу жизни.
- Система заданий и вопросов на занятии составлены с учетом уровней сформированности навыков и умений обучающихся, с их возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
- Создание условий для автоматизации и актуализации опыта полученного на уроке учащимися.
- Урок построен с использованием здоровьесберегающей технологии 10-10-10 (=35 минут, т.к. 5 минут на 2 динамические паузы)
- Коррекция эмоциональной адекватности поведения учеников, как одна из важнейших направленностей обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
- Интеграция обучающихся в современное общество. Достижение максимально возможной, независимой и самостоятельной жизни каждого ученика.
- Использование данной разработки занятия (урока) возможно для начальной ступени образования в общеобразовательных учреждениях.
Педагогические технологии данного урока:
- Здоровьесберегающая технология.
Продолжительность урока (10+10+10) – 35 минут, урок состоит из 10 частей с чередованием различных видов работ + 2 динамические паузы (гимнастика для глаз и физ.минутка). Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:
- Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- Элементы репродуктивной технологии.
Для детей с лёгкой умственной отсталостью активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации очень важно. Использование данной технологии значительно экономит время урока. Применение этой технологии не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения.
- Информационно-коммуникативная технология обучения.
Процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, одним из средством осуществления которых является ПК и мультимедийный проектор.
Цель урока: Углубить знания учащихся о гигиене питания, формировать у детей целостное восприятие потребностями здоровьесбережения, дать ученикам представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение и расширение представлений о гигиене питания, о режиме дня.
- Введение новых знаний о «здоровой» и «нездоровой» пище.
- Углубление навыка составления простого распространенного предложения.
- Активизация лексического словаря.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие умения строить простые логические связи.
- Коррекция вербальной памяти на основе упражнения в запоминании.
- Коррекция мышления на основе упражнения в установлении закономерностей.
- Развитие наблюдательности учеников в процессе образования.
- Развивать грамотную связную речь учащихся, умение рассуждать.
Воспитательные:
- Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
- Воспитание мотивации к здоровому образу жизни, любви к самому себе, своему здоровью.
- Воспитание национальной гордости на примере народной мудрости – пословиц.
- Воспитание чувства поддержки, умения работать в коллективе.
Словарь занятия: Режим дня, здоровая пища, гигиена питания, русские пословицы, гигиена питания, регулярно, разнообразно, размеренно, чувствительность и благодарность
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, выписанные народные пословицы «Здоровье близко: ищи его в миске», «Когда я ем, я глух и нем» и др., портрет А.С.Пушкина, учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» 3 класс.
Ход занятия
I. Организационный момент. (1 мин.)
- Ученики вошли в класс
- Поздоровались с учителем
Настроились на занятие и сели за парты (слайд 1)
II. Вводная часть занятия (Повторение ранее изученного). (3 мин.)
– Я предлагаю отправиться в путешествие за новыми словами и знаниями. Кто хочет и готов?
Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчетливо представляют себе, как можно их с пользой применить. И сегодня мы заполним этот пробел, в достижении цели урока нам поможет авторитет А.С.Пушкина и русские народные пословицы, которым мы не можем не верить.
Эпиграфом к уроку станут слова А.С. Пушкина: "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная".
Но для начала давайте отгадаем загадки о предметах чистоты и гигиены.
Вспомнит, где, когда и как мы их используем?
Повторим правила утренней гигиены тела.
– Отгадайте загадки:
Я возьму в свои ладошки
Эту маленькую крошку.
Отмывает всё подряд.
Я душистой крохе рад!
Чтобы тело чистым было,
Славно мылит это... (Мыло)
Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
III. Тема занятия. (1 мин.)
– Давайте дружно прочитаем тему сегодняшнего урока
Долгий путь бутерброда… или гигиена питания.
А история бутерброда рассказана в стихах:
Чудак математик
В Германии жил
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел бутерброд. (слайд 2)
IV. Игра-«дискуссия». (5 мин.)
– А что же лучше и полезней для твоего здоровья?
БУТЕРБРОД
К.Чуковский
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную Булку
СУП
Л. Цветков
Из мяса, зелени и круп,
Картошки, сала
Моя мама сварила суп,
Жаль только, мало.
Он долго булькал на огне,
Томясь под крышкой,
И наконец, явился мне.
Да, мало слишком.
(слайд 3)
Правильно – супа, каши, борщи и щи гораздо полезнее любых бутербродов.
И не зря русские поговорки о каше и щах:
- «Где щи, тут и нас ищи»
- «Щи да каша – пища наша»
- «Кашу маслом не испортишь»
Что же надо делать, чтобы прожить всю жизнь бодрым, здоровым и забыть про докторов?
Мы с вами сегодня на уроке постараемся найти ответы и открыть все секреты что надо делать, чтобы быть здоровым. (слайд 4)
V. Динамическая пауза (Гимнастика для глаз). (2 мин.)
Расширение поля зрения.
А сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку для наших глаз.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. (слайд 5)
VI. Изучение нового материала. (10 мин.)
Мы хотим и должны быть всегда весёлыми, здоровыми и жизнерадостными. Для этого надо выучить, всегда помнить и пользоваться нехитрыми правилами.
Давайте выучим 7 правил здоровья.
Всего 7!
Но они очень важные.
1 и главное – никогда не садитесь за стол с грязными руками. (слайд 6)
Это очень просто – мыть руки. И очень важно. Сколько микробов мы убиваем простым мылом…
2 правило вы мне расскажите сами, прослушав стихотворение:
Хороша морковка с грядки!
И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.
Часто врач спешит на помощь,
Где едят немытым овощ,
Там живот болит, озноб,
А всему виной – микроб.
Он малюткой-невидимкой
Ждет на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест
Горсть немытых ягод съест?
Лето – время закаляться,
Загорать, в реке купаться,
Но в веселье развлечений
Не забудь о гигиене!(слайд7)
3 правило – Необходимо правильно питаться
Пища должна быть разнообразной. Но что стоит за этими словами? Ведь в последние годы появилось столько систем питания, и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.
А что ты ешь? (слайд 8)
4 правило – Есть регулярно, а лучше пять раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство
голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.
Никогда не переедай!
В пословицах это звучит так: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу», «Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания»
(слайд 9)
5 правило – «О вредной и Здоровой пище»
Послушайте две мудрых мысли и давайте постараемся ответить, почему и какая пища бывает «Вредной» для здоровья: "Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты". (А.С. Пушкин) или русская поговорка «Здоровье близко: ищи его в миске». (слайд 10)
6 правило – не следует разговаривать, смотреть телевизор или читать книгу за едой. Русская пословица «Когда я ем, я глух и нем».
Как ты её понимаешь? (слайд 11)
Правильно. Отвлекаться от еды не надо. Ешь не разговаривая с полным ртом – это и не красиво и вредно.
7 правило – необходимо тщательно пережёвывать пищу
И опять приходит нам в помощь народная мудрость"Кто долго жует, тот долго живет", "Хорошо прожуешь – Сладко проглотишь " (слайд 12)
VII. Динамическая пауза. (3 мин.)
Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели, встали!
Снова сели!
А потом всю кашу съели. (слайд 13)
VIII. Итог урока. (5 мин.)
А что же выбрал бы ты? И почему?
Давайте поможем и мальчику сделать правильный выбор.
Как вы можете объяснить такую русскую пословицу – «Хлеб да вода – здоровая еда»
(слайд 14)
IX. Домашнее задание. (3 мин.)
Вы увидели картинку на экране.
Это уже взрослый человек, проживший достаточно много лет…
Но будет ли здоров этот человек?
Подумайте и объясните своё решение. (слайд 15)
X. Окончание занятия. (2 мин.)
Мы открыли урок высказыванием Пушкина, и закончить хочу его же словами: "Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность".
Подумайте, что имел в виду поэт.
Спасибо всем вам. (слайд 16)
Приятного аппетита и будьте здоровы!
Продолжительность урока – 35 минут.
Урок состоит из 10 частей с чередованием различных видов работ + 2 динамические паузы (гимнастика для глаз и физминутка).
Иллюстрации для презентации: (слайд 17)
- www.liveinternet.ru/users/light2811/rubric/1592778/
- mosmenu.ru/article.php?subitem=1&sa=0100
- raining.ru/tag/uslovie/
- dietandfood.webs.com/vegetablesandfruits.htm
- www.xmao.strana-krasoty.ru/body/58-uprugost-kozhi-posle-diet-i-beremennosti-soxranit-vernut-uluchshit.html
- povarewka.ru/news/13-0-3
- waterschool7.edusite.ru/p34aa1.html
- phtiziatr.ru/news/?pag=248
- www.egypt.ru/cfood.php
- www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=23423&page=58
- www.medicus.ru/dietology/dietology/pats/dietology/pats/?cont=articles&startrow=221
- hi.dn.ua/zdorove/ctranitsa-2-1666666666667
- www.moscmed.ru/review/problemi.html
- www.umelyeruchki.ru/uyut-v-dome/poleznye-sovety?start=5