Внеклассный кружок "Уголок маленькой России"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности « Уголок маленькой России» имеет духовно-нравственное направление.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена

на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Уголок маленькой России» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ № 69».

Актуальность программысостоит в том, что в современном обществе, назрела острая необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, чем богата Кемеровская область. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников любви и уважения к своей малой родине, бережного отношения к природе родного края. Очень важно сохранить познавательный интерес у школьников к изучению своего края, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.

Программа призванаспособствовать возрождению духовности у юного поколения, привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, познакомиться с его прошлым и настоящим, изучить природу и хозяйство родного края.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. А. А. Плешаков подчеркивает, что очень важна работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Так возникла идея организации кружка по изучению родного края. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.

Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Формы работы: беседы, конкурсы рисунков, викторины, просмотр видеофильмов, практические работы, встречи со старожилами, КВН.

Цель:

Развитие познавательных интересов через социальную, культурную, природную среду.

Задачи:

  • Углубить и расширить знаний по истории своего родного края;
  • Познакомить с основными краеведческими понятиями;
  • Развивать воображение , ответственность, наблюдательность;
  • Воспитывать волевые качества, гражданского отношения к отечественной истории, сопричастность к малой родине.

Планируемые результаты:

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :

  • любить культуру своего края.
  • помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.
  • вести наблюдения за животными, растениями,
  • различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы нашей местности,
  • собирать и оформлять простейшие гербарии,
  • ухаживать за комнатными растениями,
  • содержать в чистоте свои вещи, дом,
  • различать перелетных и оседлых птиц своей местности,
  • рассказывать о сезонных изменениях в природе,
  • оказывать посильную помощь в охране природы,
  • ориентироваться по карте.
  • выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,
  • участвовать в общем, деле охраны природы.
  • уважать культуру и традиции родного края.
  • поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения,
  • беречь свое здоровье и выполнять правила личной безопасности.
  • выполнять правила поведения в природе.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы;
        • слушать и отвечать на вопросы других;
        • высказывать свою точку зрения;
        • работать в парах и рабочих группах.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:      

        • принимать и сохранять учебную задачу;
        • работать по плану;
        • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:   

        • положительное отношение к учению;
        • желание приобретать новые знания;
        • способность оценивать свои действия;
        • готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Способы проверки результатов: тесты, творческие задания (сочинения).          

Формы подведения итогов: (выставки рисунков, викторины).             

 Учебно-тематический план (таблица)

Содержание программы.

Всего -33 часа. Теория- 16ч. Практика 17ч.

Раздел « Ты член семьи и общества» 10ч.

  1. Моя семья. Состав семьи. Сколько поколений живёт в семье. (Практика. Знакомство с генеалогическим деревом. Составление родословной).
  2. Ф. И. О. моих родителей. Где и кем они работают. (Теория. Беседа с опорой на знания детей о своих родителях и их профессиях).
  3. Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. (Теория. Беседа)
  4. Забота о младших. (Теория. Беседа о том, почему нужно заботиться о младших братьях и сёстрах).
  5. Совместный труд и отдых. (Теория. Беседа о здоровом образе жизни , активном отдыхе и помощи старшим).
  6. Мой дом, улица, школа. (Теория. Беседа о правилах поведения дома, на улице и в школе).
  7. Мой посёлок – Листвяги. (Практика. Экскурсия с цель сбора информации о посёлке).
  8. История образования посёлка. (Теория. Беседа об истории образования посёлка).
  9. Названия улиц моего посёлка. Почему их так назвали?(Практика. Экскурсия с целью сбора информации о названиях улиц посёлка).
  10. Викторина « Я знаю свой посёлок». (Практика. Викторина)

Раздел « Природа нашего края» 10ч.

  1. Климат нашей местности. (Теория. Беседа о временах года и о климате нашей местности).
  2. Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года. (Практика. Экскурсия в природу с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе).
  3. Растения сада и огорода. (Практика. Рассматривание гербарных экземпляров растений).
  4. Животные вокруг нас. (Практика. Викторина на знание животных своей местности).
  5. Перелётные птицы. (Практика. Конкурс рисунков перелётных птиц нашей местности).
  6. Зимующие птицы. (Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
  7. Изготовление кормушек для птиц. (Практика. Изготовление кормушек для птиц).
  8. Растения «Красной книги» моего края. (Теория. Заочное путешествие по « Красной книге. Знакомство с растениями).
  9. Животные « Красной книги» моего края. (Теория. Заочное путешествие по « Красной книге». Знакомство с животными родного края).
  10. Бережное отношение к животным и птицам. (Практика. Тест).

Раздел « Новокузнецк- частичка большой страны» 5ч.

  1. История образования Новокузнецка. (Теория. Беседа об истории образования Новокузнецка).
  2. Коренные жители Новокузнецка. (Теория. Встреча со старожилами города).
  3. Новокузнецк на карте России. (Практика. Работа с картой Кемеровской области и глобусом.
  4. Вклад Новокузнецка в победу в Великой Отечественной войне. (Теория. Беседа о жизни города в годы войны).
  5. Промышленность Новокузнецка. (Практика. Тест)

Раздел « Культура края» 5ч.

  1. Разучивание песни «Наш край»Д. Кабалевского. (Практика.)
  2. Памятные места нашего города. (Практика. Экскурсия с целью посещения памятных мест.)
  3. Культурные учреждения нашего города (музеи, театры, цирк). (Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
  4. Чтение стихов и рассказов о Великой Отечественной войне. (Практика. Конкурс стихов о войне)
  5. Встреча с ветеранами Великой отечественной войны. (Теория)

Раздел « Здоровье и безопасность» 3ч.

  1. Советы Доктора Воды. (Теория. Беседа о правилах гигиены и закаливании организма).
  2. Забота о глазах. Уход за ушами. (Теория. Беседа о правилах гигиены органов зрения и слуха)
  3. КВН. «Правила дорожного движения». (Практика).

Методическое обеспечение

Название темы. Формы работы и формы занятий.
Моя семья. Состав семьи. Сколько поколений живёт в семье. Составление родословной.
Ф. И. О. моих родителей. Где и кем они работают. Беседа.
Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. Беседа.
Забота о младших. Беседа.
Совместный труд и отдых. Беседа.
Мой дом, улица, школа. Конкурс рисунков.
Мой посёлок – Листвяги. Экскурсия.
История образования посёлка. Беседа.
Названия улиц моего посёлка. Почему их так назвали? Экскурсия.
Климат нашей местности. Беседа.
Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года. Экскурсия.
Растения сада и огорода. Рассматривание гербарных экземпляров растений.
Животные вокруг нас. Викторина. Викторина.
Перелётные птицы. Конкурс рисунков.
Зимующие птицы. Просмотр видеофильма.
Изготовление кормушек для птиц. Практическая работа.
Растения « Красной книги» моего края. Путешествие по « Красной книге».
Животные « Красной книги» моего края. Путешествие по « Красной книге».
Бережное отношение к животным и птицам. Тест.
История образования Новокузнецка. Беседа.
Коренные жители Новокузнецка. Встреча со старожилами.
Новокузнецк на карте России. Работа с картой и глобусом.
Вклад Новокузнецка в победу в Великой Отечественной войне. Беседа.
Промышленность Новокузнецка. Викторина.
Разучивание песни « Наш край»Д. Кабалевского. Разучивание песни.
Памятные места нашего города. Экскурсия.
Культурные учреждения нашего города  (музеи, театры, цирк). Просмотр видеофильма.
Чтение стихов и рассказов о Великой отечественной войне. Конкурс.
Встреча с ветеранами Великой отечественной войны. Встреча.
Советы Доктора Воды. Беседа.
Забота о глазах. Уход за ушами. Беседа.
КВН. « Правила дорожного движения». КВН.

Перечень наблюдений, экскурсий, практических работ.

Экскурсии:

«Мой посёлок – Листвяги», « Улицы моего посёлка», « Времена года», «Памятные места нашего города».

Практические занятия:

Изготовление кормушек, скворечников; работа с глобусом и картой; рассматривание живых растений, гербарных экземпляров диких и культурных растений края, их распознавание, помощь родителям - работа на приусадебных участках; сбор природных материалов для художественного творчества, частично-поисковая работа - сбор материала для краеведческого уголка, уход за комнатными растениями, составление родословной.

Конкурсы:

  • Рисунки на тему « Перелётные птицы».
  • Стихи и рассказы о войне.

Встречи:

  • со старожилами посёлка.
  • с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.

Приемы организации:

  • Анализ и синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;

Методы организации:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  • Игра.

Дидактический материал : карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы.

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Формы подведения итогов:

По разделу: « Ты член семьи и общества»- викторина, « Природа нашего края» -тест, « Культура края» -конкурс рисунков». «Новокузнецк-_частичка большой страны» -викторина, « Здоровье и безопасность» - КВН.

Список литературы для учителя.

  1. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. [Текст] М. , Аркти, 2003
  2. Зенина Т. Н. Подружись с природой [Текст] М. ; ООО Такер ТМ, 2003
  3. Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры [Текст] Владос", 2002 г.
  4. Плешаков А. А. Мир вокруг нас Учебник, Просвещение 2011
  5. Плешаков А. А. Мир вокруг нас Программа и тематическое планирование - Москва Просвещение, 2011
  6. Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002
  7. Т. Б. Кропочева Родной край. Новокузнецк , 2006

Список литературы для учащихся.

  1. Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002
  2. Плешаков А. А. Мир вокруг нас . Учебник, Просвещение 2011
  3. Зенина Т. Н. Подружись с природой. [Текст] М. ; ООО Такер ТМ, 2003
  4. Т. Б. Кропочева. Родной край. [Текст] Новокузнецк 2006