Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Уголок маленькой России» имеет духовно-нравственное направление.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена
на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Уголок маленькой России» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ № 69».
Актуальность программысостоит в том, что в современном обществе, назрела острая необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, чем богата Кемеровская область. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников любви и уважения к своей малой родине, бережного отношения к природе родного края. Очень важно сохранить познавательный интерес у школьников к изучению своего края, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.
Программа призванаспособствовать возрождению духовности у юного поколения, привитие любви к своей родной земле, дать дополнительные знания по истории своего края, культуре, познакомиться с его прошлым и настоящим, изучить природу и хозяйство родного края.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. А. А. Плешаков подчеркивает, что очень важна работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Так возникла идея организации кружка по изучению родного края. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Формы работы: беседы, конкурсы рисунков, викторины, просмотр видеофильмов, практические работы, встречи со старожилами, КВН.
Цель:
Развитие познавательных интересов через социальную, культурную, природную среду.
Задачи:
- Углубить и расширить знаний по истории своего родного края;
- Познакомить с основными краеведческими понятиями;
- Развивать воображение , ответственность, наблюдательность;
- Воспитывать волевые качества, гражданского отношения к отечественной истории, сопричастность к малой родине.
Планируемые результаты:
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :
- любить культуру своего края.
- помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.
- вести наблюдения за животными, растениями,
- различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы нашей местности,
- собирать и оформлять простейшие гербарии,
- ухаживать за комнатными растениями,
- содержать в чистоте свои вещи, дом,
- различать перелетных и оседлых птиц своей местности,
- рассказывать о сезонных изменениях в природе,
- оказывать посильную помощь в охране природы,
- ориентироваться по карте.
- выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,
- участвовать в общем, деле охраны природы.
- уважать культуру и традиции родного края.
- поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения,
- беречь свое здоровье и выполнять правила личной безопасности.
- выполнять правила поведения в природе.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
- готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Способы проверки результатов: тесты, творческие задания (сочинения).
Формы подведения итогов: (выставки рисунков, викторины).
Учебно-тематический план (таблица)
Содержание программы.
Всего -33 часа. Теория- 16ч. Практика 17ч.
Раздел « Ты член семьи и общества» 10ч.
- Моя семья. Состав семьи. Сколько поколений живёт в семье. (Практика. Знакомство с генеалогическим деревом. Составление родословной).
- Ф. И. О. моих родителей. Где и кем они работают. (Теория. Беседа с опорой на знания детей о своих родителях и их профессиях).
- Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. (Теория. Беседа)
- Забота о младших. (Теория. Беседа о том, почему нужно заботиться о младших братьях и сёстрах).
- Совместный труд и отдых. (Теория. Беседа о здоровом образе жизни , активном отдыхе и помощи старшим).
- Мой дом, улица, школа. (Теория. Беседа о правилах поведения дома, на улице и в школе).
- Мой посёлок – Листвяги. (Практика. Экскурсия с цель сбора информации о посёлке).
- История образования посёлка. (Теория. Беседа об истории образования посёлка).
- Названия улиц моего посёлка. Почему их так назвали?(Практика. Экскурсия с целью сбора информации о названиях улиц посёлка).
- Викторина « Я знаю свой посёлок». (Практика. Викторина)
Раздел « Природа нашего края» 10ч.
- Климат нашей местности. (Теория. Беседа о временах года и о климате нашей местности).
- Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года. (Практика. Экскурсия в природу с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе).
- Растения сада и огорода. (Практика. Рассматривание гербарных экземпляров растений).
- Животные вокруг нас. (Практика. Викторина на знание животных своей местности).
- Перелётные птицы. (Практика. Конкурс рисунков перелётных птиц нашей местности).
- Зимующие птицы. (Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
- Изготовление кормушек для птиц. (Практика. Изготовление кормушек для птиц).
- Растения «Красной книги» моего края. (Теория. Заочное путешествие по « Красной книге. Знакомство с растениями).
- Животные « Красной книги» моего края. (Теория. Заочное путешествие по « Красной книге». Знакомство с животными родного края).
- Бережное отношение к животным и птицам. (Практика. Тест).
Раздел « Новокузнецк- частичка большой страны» 5ч.
- История образования Новокузнецка. (Теория. Беседа об истории образования Новокузнецка).
- Коренные жители Новокузнецка. (Теория. Встреча со старожилами города).
- Новокузнецк на карте России. (Практика. Работа с картой Кемеровской области и глобусом.
- Вклад Новокузнецка в победу в Великой Отечественной войне. (Теория. Беседа о жизни города в годы войны).
- Промышленность Новокузнецка. (Практика. Тест)
Раздел « Культура края» 5ч.
- Разучивание песни «Наш край»Д. Кабалевского. (Практика.)
- Памятные места нашего города. (Практика. Экскурсия с целью посещения памятных мест.)
- Культурные учреждения нашего города (музеи, театры, цирк). (Теория. Просмотр и обсуждение видеоматериала).
- Чтение стихов и рассказов о Великой Отечественной войне. (Практика. Конкурс стихов о войне)
- Встреча с ветеранами Великой отечественной войны. (Теория)
Раздел « Здоровье и безопасность» 3ч.
- Советы Доктора Воды. (Теория. Беседа о правилах гигиены и закаливании организма).
- Забота о глазах. Уход за ушами. (Теория. Беседа о правилах гигиены органов зрения и слуха)
- КВН. «Правила дорожного движения». (Практика).
Методическое обеспечение
Название темы. | Формы работы и формы занятий. |
Моя семья. Состав семьи. Сколько поколений живёт в семье. | Составление родословной. |
Ф. И. О. моих родителей. Где и кем они работают. | Беседа. |
Взаимопомощь в семье. Уважение и внимание к старшим. | Беседа. |
Забота о младших. | Беседа. |
Совместный труд и отдых. | Беседа. |
Мой дом, улица, школа. | Конкурс рисунков. |
Мой посёлок – Листвяги. | Экскурсия. |
История образования посёлка. | Беседа. |
Названия улиц моего посёлка. Почему их так назвали? | Экскурсия. |
Климат нашей местности. | Беседа. |
Времена года. Основные особенности и отличия каждого времени года. | Экскурсия. |
Растения сада и огорода. | Рассматривание гербарных экземпляров растений. |
Животные вокруг нас. Викторина. | Викторина. |
Перелётные птицы. | Конкурс рисунков. |
Зимующие птицы. | Просмотр видеофильма. |
Изготовление кормушек для птиц. | Практическая работа. |
Растения « Красной книги» моего края. | Путешествие по « Красной книге». |
Животные « Красной книги» моего края. | Путешествие по « Красной книге». |
Бережное отношение к животным и птицам. | Тест. |
История образования Новокузнецка. | Беседа. |
Коренные жители Новокузнецка. | Встреча со старожилами. |
Новокузнецк на карте России. | Работа с картой и глобусом. |
Вклад Новокузнецка в победу в Великой Отечественной войне. | Беседа. |
Промышленность Новокузнецка. | Викторина. |
Разучивание песни « Наш край»Д. Кабалевского. | Разучивание песни. |
Памятные места нашего города. | Экскурсия. |
Культурные учреждения нашего города (музеи, театры, цирк). | Просмотр видеофильма. |
Чтение стихов и рассказов о Великой отечественной войне. | Конкурс. |
Встреча с ветеранами Великой отечественной войны. | Встреча. |
Советы Доктора Воды. | Беседа. |
Забота о глазах. Уход за ушами. | Беседа. |
КВН. « Правила дорожного движения». | КВН. |
Перечень наблюдений, экскурсий, практических работ.
Экскурсии:
«Мой посёлок – Листвяги», « Улицы моего посёлка», « Времена года», «Памятные места нашего города».
Практические занятия:
Изготовление кормушек, скворечников; работа с глобусом и картой; рассматривание живых растений, гербарных экземпляров диких и культурных растений края, их распознавание, помощь родителям - работа на приусадебных участках; сбор природных материалов для художественного творчества, частично-поисковая работа - сбор материала для краеведческого уголка, уход за комнатными растениями, составление родословной.
Конкурсы:
- Рисунки на тему « Перелётные птицы».
- Стихи и рассказы о войне.
Встречи:
- со старожилами посёлка.
- с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.
Приемы организации:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
Методы организации:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Дидактический материал : карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы.
Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.
Формы подведения итогов:
По разделу: « Ты член семьи и общества»- викторина, « Природа нашего края» -тест, « Культура края» -конкурс рисунков». «Новокузнецк-_частичка большой страны» -викторина, « Здоровье и безопасность» - КВН.
Список литературы для учителя.
- Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину. [Текст] М. , Аркти, 2003
- Зенина Т. Н. Подружись с природой [Текст] М. ; ООО Такер ТМ, 2003
- Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры [Текст] Владос", 2002 г.
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас Учебник, Просвещение 2011
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас Программа и тематическое планирование - Москва Просвещение, 2011
- Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002
- Т. Б. Кропочева Родной край. Новокузнецк , 2006
Список литературы для учащихся.
- Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас . Учебник, Просвещение 2011
- Зенина Т. Н. Подружись с природой. [Текст] М. ; ООО Такер ТМ, 2003
- Т. Б. Кропочева. Родной край. [Текст] Новокузнецк 2006