Сюжетно-ролевая игра с детьми старшей группы. Тема: "Морское путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:

  • взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру;
  • создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков игрового модуля в реализации своих замыслов;
  • помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации;
  • формировать умение творчески развивать сюжет;
  • развивать речевое и ролевое взаимодействие;
  • развивать воображение;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Материал к конспекту: слайдовая презентация с фотографиями по теме.

План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры

Задачи Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми Формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников.
Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру).
Предварительное обсуждение с детьми содержания игры.
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры.
Формировать умения восстанавливать события морского путешествия, состоящего из четырех эпизодов (строительство корабля – турагентство – путешествие на корабле – поиск клада на острове).
Развивать умение детей взаимодействовать с партнерами по игре (туроператор – клиент, капитан – матрос, стюард – пассажиры).
Подготовить атрибуты к игре, создать игровое пространство и заинтересовывающий момент.
Выслушать мнения детей о том, как можно попасть на «Остров сокровищ», из чего можно построить корабль, что надо сделать в первую очередь и т.д.
Помочь детям выстроить последовательность действий в процессе игры.
С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям.
Для поддержания интереса к игре ввести новую сюжетную линию.
Способы руководства игрой. Ввести заинтересовывающий момент (письмо от сказочного персонажа с картой «Острова Сокровищ»).
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Задать вопросы о том, как можно попасть на «Остров Сокровищ».
Подвести детей к решению поплыть на корабле на поиски Острова сокровищ.
С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия.
В процессе игры поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять малоактивных детей.
Структура сюжета игры. Сюжет игры выстраивается через последовательное взаимодействие развертываемых событий. Сюжет игры:
строительство корабля – туристическое агентство – путешествие на корабле – поиски клада на «Острове сокровищ».

Этапы игровой деятельности

Выявление проблемы Диагностика игровых навыков, игровой среды Методика Д.Б. Эльконина
I. Подготовительный этап
Обрисовка сюжетной канвы   Изучение литературы:
Н. Михайленко, Н. Короткова
«Организация сюжетной игры в детском саду»
А.Г. Арушанова «Истоки диалога»
С.Л. Новоселова «Игра дошкольника»
Организационная работа Чтение художественной литературы:
С. Козлов «В порту»; В. Сутееев «Кораблик»; В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?».
Чтение рассказов из детских энциклопедий на морскую тему.
Рассматривание иллюстраций с изображений различных кораблей, «Атласа мира».
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов к игре (туристические путевки, рекламный плакат для туристического агентства, якорь, цепь, веера.)
Рисование на тему:
«Плывет кораблик по волнам», «Ветер по морю гуляет»
Аппликация на тему:
«На дне морском», «Корабль»
Конструирование на тему:
«Кораблики из геометрических плоскостных фигур», «Лодочка», «Кораблик в порту».
Просмотр мультфильма «Веселые путешествия»

Беседы с детьми на тему:
«На чем я путешествую», «Если бы я был капитаном судна», «Кем быть?»
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Кто что услышал?», «Что рассказало море?».
Разработка конспекта игры «Морское путешествие».
Организация игрового пространства, подбор и подготовка воспитателем материала для игры:
– для туроператора;
– пассажиров;
– матросов;
– капитана.
Взаимодействие с родителями Оформление фотогазеты «Юные путешественники».
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие»
 
II. Основной этап
Систематизация информации Принятие детьми на себя роли.
Обсуждение содержания игры.
Организация игрового пространства: туристическое агентство (туристические путевки, рекламный плакат, телефон, деньги); корабль (игровой модуль, штурвал, бинокль, якорь, цепь, бескозырки, фуражка капитана, муляжи фруктов и овощей, стаканы для сока, униформа стюарда); остров сокровищ (чудо-дерево, сундук с сокровищами, карта «Острова сокровищ»,аудиокассета со звуками природы).
Обеспечение руководства:
– распределение ролей;
– взятие на себя второстепенной роли;
– обсуждение содержания игры-вопросы;
– руководство организацией игрового пространства.
Игровая деятельность детей. Игра.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером по игре.
Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.
Обучение элементам развития сюжета.
Использование в игре предметов-заместителей.
Принятие на себя второстепенной роли.
III. Заключительный этап
Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе.
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.
Диагностика игровых умений детей.