Цель: формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
- взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру;
- создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков игрового модуля в реализации своих замыслов;
- помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации;
- формировать умение творчески развивать сюжет;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие;
- развивать воображение;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Материал к конспекту: слайдовая презентация с фотографиями по теме.
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры
Задачи | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми | Формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру). Предварительное обсуждение с детьми содержания игры. Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры. |
Формировать умения восстанавливать события морского путешествия, состоящего из четырех эпизодов (строительство корабля – турагентство – путешествие на корабле – поиск клада на острове). Развивать умение детей взаимодействовать с партнерами по игре (туроператор – клиент, капитан – матрос, стюард – пассажиры). Подготовить атрибуты к игре, создать игровое пространство и заинтересовывающий момент. Выслушать мнения детей о том, как можно попасть на «Остров сокровищ», из чего можно построить корабль, что надо сделать в первую очередь и т.д. Помочь детям выстроить последовательность действий в процессе игры. С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям. Для поддержания интереса к игре ввести новую сюжетную линию. |
Способы руководства игрой. | Ввести заинтересовывающий момент (письмо от сказочного персонажа с картой «Острова Сокровищ»). Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям. Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. |
Задать вопросы о том, как можно попасть на «Остров Сокровищ». Подвести детей к решению поплыть на корабле на поиски Острова сокровищ. С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия. В процессе игры поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять малоактивных детей. |
Структура сюжета игры. | Сюжет игры выстраивается через последовательное взаимодействие развертываемых событий. | Сюжет игры: строительство корабля – туристическое агентство – путешествие на корабле – поиски клада на «Острове сокровищ». |
Этапы игровой деятельности
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды | Методика Д.Б. Эльконина |
I. Подготовительный этап | ||
Обрисовка сюжетной канвы | Изучение литературы: Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» А.Г. Арушанова «Истоки диалога» С.Л. Новоселова «Игра дошкольника» |
|
Организационная работа | Чтение художественной литературы: С. Козлов «В порту»; В. Сутееев «Кораблик»; В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?». Чтение рассказов из детских энциклопедий на морскую тему. Рассматривание иллюстраций с изображений различных кораблей, «Атласа мира». Продуктивные виды деятельности: Изготовление атрибутов к игре (туристические путевки, рекламный плакат для туристического агентства, якорь, цепь, веера.) Рисование на тему: «Плывет кораблик по волнам», «Ветер по морю гуляет» Аппликация на тему: «На дне морском», «Корабль» Конструирование на тему: «Кораблики из геометрических плоскостных фигур», «Лодочка», «Кораблик в порту». Просмотр мультфильма «Веселые путешествия» Беседы с детьми на тему: «На чем я путешествую», «Если бы я был капитаном судна», «Кем быть?» Дидактические игры: «Найди лишнее», «Кто что услышал?», «Что рассказало море?». |
Разработка конспекта игры «Морское путешествие». Организация игрового пространства, подбор и подготовка воспитателем материала для игры: – для туроператора; – пассажиров; – матросов; – капитана. |
Взаимодействие с родителями | Оформление фотогазеты «Юные путешественники». Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие» |
|
II. Основной этап | ||
Систематизация информации | Принятие детьми на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства: туристическое агентство (туристические путевки, рекламный плакат, телефон, деньги); корабль (игровой модуль, штурвал, бинокль, якорь, цепь, бескозырки, фуражка капитана, муляжи фруктов и овощей, стаканы для сока, униформа стюарда); остров сокровищ (чудо-дерево, сундук с сокровищами, карта «Острова сокровищ»,аудиокассета со звуками природы). |
Обеспечение руководства: – распределение ролей; – взятие на себя второстепенной роли; – обсуждение содержания игры-вопросы; – руководство организацией игрового пространства. |
Игровая деятельность детей. | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером по игре. |
Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций. Обучение элементам развития сюжета. Использование в игре предметов-заместителей. Принятие на себя второстепенной роли. |
III. Заключительный этап | ||
Итог | Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. |
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений детей. |