Учебник «Ступеньки к мастерству», автор Е.А. Лутцева
Рабочая тетрадь «Учимся мастерству», автор Е.А. Лутцева
Раздел Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры
Основные понятия: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, игла, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы работы ими. Безопасное обращение с колющими режущими инструментами.
Цели:
- Познавательные: познакомить детей с названиями, назначением и устройством разных инструментов; с правилами безопасного обращения с колющими, режущими инструментами.
- Развивающие: развивать творческие способности в трудовой деятельности, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
- Воспитательные: умение работать в группе, дружно, сообща; воспитание эстетического вкуса и чувства ответственности.
- Творческие: проявление самостоятельности в практической деятельности, в поиске решений поставленных задач.
- Орг.деятельные: учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Тип урока: открытие новых знаний
Метод: проблемно-исследовательский
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками; проверка работы по образцу; самооценка; распределение ролей в группе.
Форма деятельности: внутригрупповое, групповое исследование, самостоятельная и индивидуальная работы, работа в парах.
Материальное обеспечение:
- инструкции
- канцелярские ножи
- лекала
- ножницы
- плакаты по технике безопасности
- ручные иглы
- угольники
- циркули
- шило
Техническое обеспечение:
- интерактивная доска Interwrite
- компьютер
- мультимедийный проектор
Программное обеспечение:
- Microsoft Power Point
- Microsoft Word
- "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" http://school-collection.edu.ru/
- Презентация для ИД
ХОД УРОКА
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный
|
– Перед вами на экране кроссворд, отгадайте
его, пожалуйста. (Слайд 2 различные инструменты, при
проверке распределить на две группы) – А какие загадки вы знаете об этих
инструментах? – Смотрите: мы раскрыли пасть, Я однорукая старуха Я люблю прямоту, В снежном поле по дороге Где упрётся хвостом, Ноги очень интересны И понимает каждый школьник, Ох, и острый же предмет – – Молодцы, вы замечательно умеете отгадывать загадки. |
Дети подходят к доске и вписывают слова в
клетки кроссворда. – Каждому делу – свои инструменты. – линейка, угольник, циркуль, канцелярский
нож, лекало
(Ножницы)
(Игла)
(Линейка)
(Карандаш)
(Шило)
(Циркуль)
(угольник)
(нож) |
2. |
Познавательно-информационная беседа. | – Ребята, а может ли мастер обойтись без
инструментов? (работа с текстом учебника стр.24, первый абзац) – Ответьте на вопросы автора учебника. – Могут ли инструменты нанести вред человеку? Какой? – Чтобы не случилось беды, надо инструменты хорошо изучить, исследовать их устройство. |
– Нет, потому что… – да |
3. |
Открытие нового знания (проблемная ситуация, исследовательская работа) | – Разделите инструменты, которыми вы
чаще используете на уроках на две группы: колющие
и режущие. (работа в парах по картинкам из конвертов) – Почему их так назвали? (проблемная ситуация в том, что угольник и линейку дети могут отнести к 1 группе, а могут ни в одну группу не включить) – В какую группу можно отнести угольник и линейку. Какие операции мы выполняем с их помощью? ( в ходе беседы на экране ИД также проводиться распределение инструментов на группы слайд 3) – Давайте проведём исследование, разделитесь на группы по 4 человека. В исследовании вам помогут сопроводительные карточки. (каждой группе выдаётся сопроводительная карточка и один инструмент, по окончанию работы каждая группа выступает с правилами безопасного обращения с инструментами, остальные учащиеся могут дополнять ответы своих товарищей, слайд 4
– Выберите изделия для изготовления, которых
необходима помощь ножниц и карандаша. |
– 1 группа: шило, игла, циркуль. – 2 группа: ножницы, канцелярский нож. – С помощью 1 группы инструментов мы делаем проколы, а с помощью ножниц и ножа – мы режем. – Что-либо измеряем. В ходе исследования дети заполняют карточку: 1) Положите перед собой инструмент. – Мы можем с помощью ножниц и карандаша сделать ракету.
– Нет, сложности возникнут с ракетой, потому
что… |
4. |
Физкультминутка. | Музыкальная физкультминутка (на космическую тему) | |
5. |
Планирование самостоятельной практической работы учащихся. | – Давайте составим план нашей работы: (план работы, слайд 7) | 1) Приготовить лист картона тёмного
цвета для фона. 2) Обвести контур ракеты с помощью трафарета на цветной бумаге. 3) Вырезать ракету по контуру. 4) Приклеить деталь на картон. 5) Украсить аппликацию дополнительными деталями. |
6. |
Практическая самостоятельная работа учащихся. | – Приступаем к работе, в конце урока мы посмотрим, у кого работа получилась самой аккуратной и оригинальной. Индивидуальная помощь учащимся, стимулирование взаимопомощи, корректирующий инструктаж. | Самостоятельная практическая работа. |
7. | Оценка. Этап рефлексии. | – Что нового узнали на уроке? – Чему научились? – Что понравилось больше всего? – Чем показалось самым сложным? Выставка детских работ, обсуждение, анализ ошибок.
|
Высказывают своё мнение, оценивают работы одноклассников. |