Урок технологии во 2-м классе. Тема: "Познакомимся с инструментами"

Разделы: Технология, Начальная школа


Учебник «Ступеньки к мастерству», автор  Е.А. Лутцева

Рабочая тетрадь «Учимся мастерству», автор  Е.А. Лутцева

Раздел Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Основные понятия: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, игла, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы работы ими. Безопасное обращение с колющими режущими инструментами.

Цели:

  • Познавательные: познакомить детей с названиями, назначением и устройством разных инструментов; с правилами безопасного обращения с колющими, режущими инструментами.
  • Развивающие: развивать творческие способности в трудовой деятельности, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
  • Воспитательные: умение работать в группе, дружно, сообща; воспитание эстетического вкуса и чувства ответственности.
  • Творческие: проявление самостоятельности в практической деятельности, в поиске решений поставленных задач.
  • Орг.деятельные: учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Тип урока: открытие новых знаний

Метод: проблемно-исследовательский

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками; проверка работы по образцу; самооценка; распределение ролей в группе.

Форма деятельности: внутригрупповое, групповое  исследование, самостоятельная и индивидуальная работы, работа в парах.

Материальное обеспечение:

  • инструкции
  • канцелярские ножи
  • лекала
  • ножницы
  • плакаты по технике безопасности
  • ручные  иглы
  • угольники
  • циркули
  • шило

Техническое обеспечение:

  • интерактивная доска Interwrite
  • компьютер
  • мультимедийный проектор

Программное обеспечение:

  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Word
  • "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" http://school-collection.edu.ru/
  • Презентация для ИД

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный
  • Настой на работу
  • Создание проблемной ситуации

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем,  запоминаем,
Ни минуты не теряем.

– Перед вами на экране кроссворд, отгадайте его, пожалуйста.
(на ИД слайд 1 с кроссвордом)
– Какое ключевое слово у нас получилось?
– Какова была тема прошлого урока?
Проблемная ситуация.
– У вас на столах, в конвертах собраны различные инструменты. Выберите из них только те, которыми мы можем пользоваться на уроке.
– Все ли инструменты вы выбрали?

(Слайд 2 различные инструменты, при проверке распределить на две группы)
– Как  вы думаете, о каких инструментах мы будем говорить сегодня на уроке?

– А какие загадки вы знаете об этих инструментах?
(Дети отгадывают загадки и объясняют где и для чего можно использовать данный инструмент)

– Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.

Я однорукая старуха
И прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня,
Начертить сумей-ка
Угадайте кто же я?

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет темный след.

Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом.

Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.

И понимает каждый школьник,
Что очень нужен нам...

Ох, и острый же предмет –
Нанесет любому вред.
С ним веди себя построже –
Будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться –
Ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж,
Повседневно нужен …

– Молодцы, вы замечательно умеете отгадывать загадки.

 

 

 

 

Дети подходят к доске и вписывают слова в клетки кроссворда.
– Инструменты

– Каждому делу – свои инструменты.
– Нет, потому, что многие инструменты нам на уроках не нужны, многими мы ещё не умеем пользоваться.

линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало
– дрель, молоток, топор, тески, плоскогубцы
– Два кольца, два конца, посредине гвоздик.
(ножницы) и т.д.

 

 

(Ножницы)

 

(Игла)

 

 

 

(Линейка)

 

(Карандаш)

 

(Шило)

 

 

(Циркуль)

 

(угольник)

 

 

 

 

(нож)

2.

Познавательно-информационная беседа. – Ребята, а может ли мастер обойтись без инструментов?
(работа с текстом учебника стр.24, первый  абзац)
– Ответьте на вопросы автора учебника.
– Могут ли инструменты нанести вред человеку? Какой?
– Чтобы не случилось беды, надо инструменты хорошо изучить, исследовать их устройство.
– Нет, потому что…

– да
– …

3.

Открытие нового знания (проблемная ситуация, исследовательская работа) – Разделите инструменты, которыми вы чаще используете на уроках на две группы: колющие и режущие.
(работа в парах по картинкам из конвертов)
– Почему их так назвали?
(проблемная ситуация в том, что угольник и линейку дети могут отнести к 1 группе, а могут ни в одну группу не включить)
– В какую группу можно отнести угольник и линейку. Какие операции мы выполняем с их помощью?
( в ходе  беседы на экране ИД также проводиться распределение инструментов на группы слайд 3)
– Давайте проведём исследование, разделитесь на группы по 4 человека. В исследовании вам помогут сопроводительные карточки.
(каждой группе выдаётся сопроводительная карточка и один инструмент, по окончанию работы каждая группа выступает с правилами безопасного обращения с инструментами, остальные учащиеся могут дополнять ответы своих товарищей,
слайд 4

 

 

– Выберите изделия для изготовления, которых необходима помощь ножниц и карандаша.
(на слайде 5 разные изделия, среди которых аппликация ракеты в космосе)
– Какую великую дату, будет отмечать наша страна 12 апреля. (50 лет со дня первого полёта человека в космос. Краткая беседа о Ю.Гагарине, видеофрагмент)
– Из каких материалов выполнена эта аппликация?
– Почему использовали эти материалы?
– Сколько деталей потребуется для выполнения этой работы? Какой формы они будут?
– Какие цвета можно использовать для этой композиции? Почему?
– Какие инструменты будут необходимы?  (повторить правила работы)
– Все ли детали этой аппликации вы сможете выполнить самостоятельно?
(возникает вторая проблемная ситуация)
– С помощью чего вам было бы легче выполнить ракету.
– Такой образец называется лекало (детям выдаются лекала ракеты, краткая беседа о космических ракетах, слайд 6)

– 1 группа: шило, игла, циркуль.
– 2 группа: ножницы, канцелярский нож.

– С помощью 1 группы инструментов мы делаем проколы, а с помощью ножниц и ножа – мы режем.

– Что-либо измеряем.

В ходе исследования дети заполняют карточку:

1) Положите  перед собой инструмент.
2) Рассмотрите его.
3) Что вы можете о нём рассказать?
4) Возьмите в руки, ощупайте.
5) Сделайте вывод: как безопасно его держать? Передавать? Хранить?
6)Какие правила пользования этим инструментом вы  бы рассказали одноклассникам?

– Мы можем с помощью ножниц и карандаша сделать ракету.

 

 

 

– Нет, сложности возникнут с ракетой, потому что…
– Обвести по образцу.

4.

Физкультминутка. Музыкальная физкультминутка (на космическую тему)  

5.

Планирование самостоятельной практической работы учащихся. – Давайте составим план нашей работы: (план работы, слайд 7) 1) Приготовить лист картона тёмного цвета для фона.
2) Обвести контур ракеты с помощью трафарета на цветной бумаге.
3) Вырезать ракету по контуру.
4) Приклеить деталь на картон.
5) Украсить аппликацию дополнительными деталями.

6.

Практическая самостоятельная работа учащихся. – Приступаем к работе, в конце урока мы посмотрим,  у кого работа получилась самой аккуратной  и оригинальной. Индивидуальная помощь учащимся, стимулирование взаимопомощи, корректирующий инструктаж. Самостоятельная практическая работа.
7. Оценка. Этап рефлексии. – Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Что понравилось больше всего?
– Чем показалось самым сложным?

Выставка детских работ, обсуждение, анализ ошибок.

Вот и кончился урок. 
Подведем теперь итог. 
Чем сегодня занимались?
В чем немножко затруднялись? 
Вам понравился урок? 
Пусть урок пойдет вам впрок!

Высказывают своё мнение, оценивают работы одноклассников.