Цель: показать для чего в речи нужны слова, что слова могут обозначать; как из слов можно построить предложение, чем слово отличается от предложения; развивать речь учащихся, применять изученные правила во время урока; приучать к самостоятельности, учить работать в парах.
Оборудование:
- учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2класс, 2 часть.
- дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс М.Н.Измайловой, Ф.Н.Хакимовой
- Презентация к уроку;
- тесты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Приветствие учащихся.
– Проверка готовности рабочего места к работе на
уроке.
– Дыхательная гимнастика.
2. Минутка чистописания
– Отгадайте загадку.
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (Зима.)
– Выделить первый звук в слове-отгадке.
– Дать характеристику этому звуку. (Согласный,
мягкий, звонкий, парный. На письме обозначается
буквами Зз)
Написать в тетради: ЗзЗ зЗз ЗзЗ зЗз
– Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
(Мороз невелик, да стоять не велит. Готовь сани
летом, а телегу зимой. и др.)
3. Сообщение темы и целей урока
– Когда вы сказали отгадку, что вы произнесли? (Слово)
– Пословица – это что? (Предложение)
– Тема нашего урока: Слово и предложение. На
протяжении всего урока мы понаблюдаем над тем,
чем слово отличается от предложения.
4. «Открытие» нового знания
1) Снежная выдалась в этом году зима. И в наш класс занесло несколько снежинок. Прочитайте слова, которые на них написаны, пока они не растаяли.
м..роз вет..р б..рёза к..ньки сн..ж..нки
– Что общего у этих слов? (Обозначают
предметы)
– Разделить слова на группы: двусложные и
трёхсложные; множественного и единственного
числа.
– Какое слово «лишнее»? (Слово снежинки, т.к. в
этом слове безударные гласные можно проверить.
Остальные слова словарные, т.к. их написание
нужно запомнить.)
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие
предмет? (КТО? или ЧТО?)
– Запись этих слов в столбик, с полным разбором
(постановка ударения, подчеркивание безударных
гласных, объяснение)
2) К каждому из этих слов подберите слова, обозначающие признак предмета и записать во второй столбик.
3) Подобрать и записать в третий столбик слова, обозначающие действия предметов.
ветер резкий дует
мороз жгучий стоит
коньки новые лежат
берёза тонкая качается
снежинки красивые падают
– Для чего же нужны слова? (Чтобы назвать предметы, их признаки, действия)
5. Работа по теме урока
– Что можно составить из слов? Что для этого нужно сделать? (Надо переставить слова и соединить их по смыслу)
снежинки красивые падают
Падают белые снежинки.
– Что же такое предложений? Как оформляется
предложение на письме?
– Чем отличается слово от предложения?
Чтение правила на с.4 учебника «Русский язык» (2
часть) Т.Г.Рамзаевой.
Запись предложения в тетради. Подчеркнуть
главные члены предложения.
ФИЗМИНУТКА (танец под песенку «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»)
6. Закрепление изученного материала
1) Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс М.Н.Измайлова, Ф.Н.Хакимова, с.43 №3
– Назвать все признаки предложения. Составить из слов предложения. В каких словах встретились изученные орфограммы? Какие знаки поставили в конце предложений? Почему?
- Что за прелесть эти сказки?
- В темнице там царевна тужит.
- Любишь ли ты сказки?
– Разделить слова: сказки, царевна на
слоги и для переноса. Что обозначают эти слова?
– Почему некоторые слова отвечают на вопрос КТО?,
а другие на вопрос ЧТО?
2) Дидактический материал с.43 №4. Работа в парах.
Выписать: 1 варианту предложения, где нужно
вставить слова, отвечающие на вопрос ЧТО?;
2 варианту предложения, где нужно вставить слова,
отвечающие на вопрос КТО?
Взаимопроверка.
7. Тест
1. Из каких слов можно составить предложение?
- хорошо, ветер, ворона
- плывут, хмурые, слова
- пальто, город, надела
- пора, осенняя, наступила
2. В какой строчке записано предложение?
- Перед школой
- Полил теплый дождь.
- Пишут, читают
3. Из чего состоят предложения?
- из слогов
- из слов
- из букв
- из звуков
4. Что такое предложение?
- набор отдельных слов
- слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль
- словосочетание
- скороговорка
5. О ком говорится в предложении?
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
- о серединке
- о паучках
- о паутинках
- о том, что пролетают
8. Подведение итога урока
9. Рефлексия