Класс: 8.
Предмет: география
Межпредметные связи: история, литература.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративввный.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Учебник: Н.Н. Петрова, Н.А.Максимова «География. Природа и народы России», из-во «Мнемозина», М. 2009г.
Цель урока: определить особенности физико-географического положения страны; оценить их значение для природы, развития хозяйства и жизни населения; сформировать знания о территории, омывающих морях, береговой линии, интересных точках России; закрепить практическое умение учащихся работать с географическим атласом, учебником, контурной картой; продолжить работу, направленную на воспитание чувства любви к родной стране.
Оборудование к уроку: учебник, атлас России, контурная карта, презентации: «Крайние точки России», «Природа России», «Интересные объекты России»( Приложение№1), настенные карты « Физическая карта России», « Политико-административное деление России», проектор.
Ход урока
Слово учителя:
Как велика, моя страна
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Н. Забила
(показ слайдов об уголках России)
На сегодняшнем уроке мы рассматриваем следующие вопросы (написаны на доске):
- Особенности физико-географического положения России.
- Государственная граница России
- Интересные объекты на карте России
Итак, начнём.
1. Особенности физико-географического положения России.
Давайте вспомним план изучения географического положения, который использовали в 7 классе (запись в тетради):
- название, площадь (Россия, 17,1млн.км.кв- первое место в мире)
- в каких частях света по отношению к экватору и нулевому меридиану, на каком материке, в каких частях света(Евразия, Европа и Азия, в северном, восточном и западном полушариях)
- крайние точки(северная: материковая- м.Челюскин, островная- Земля Франца Иосифа, о. Рудольфа, м. Флигели; южная- г. Базардюзю; восточная: материковая- м. Дежнева, островная- о. Рудольфа; западная- Куршская коса Балтийского моря)
- моря, океаны, омывающие нашу страну (моря Северного океана: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское; моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское; Атлантического – Чёрное, Азовское, Балтийское; море внутреннего стока- Каспийское)
- климатические пояса (арктический субарктический, умеренный, субтропический)
- очертания береговой линии ( сильно, много заливов и полуостровов)
(Используя план, атлас, ответы учащихся и помощь учителя, составляем рассказ о физико-географическом положении России. Одновременно на контурной карте подписывают крайние точки России, моря и океаны, омывающие Россию, границу между Европой и Азией)
Дополнительные интересные вопросы:
- На Земном шаре имеется шесть материков. Каким материкам по своей площади Россия уступает (Евразия, С. Америка, Африка, Ю. Америка), а какие материки она по площади превосходит (Австралию, Антарктиду)
- Какая часть России расположена в западном полушарии (п-ов Чукотка,восточная)
- Протяжённость России с севера на юг и с запада на восток (атлас России)
- Какой остров, принадлежащий России, находится в двух полушариях, причём западная его часть расположена в восточном полушарии, а восточная – в западном полушарии
- Где на территории России находится обелиск с надписью «Центр Азии» (домашнее задание)
- Помимо России, какие государства расположены в двух частях света Европа и Азия (домашнее задание)
- Россия- самая северная среди крупнейших стран мира. Почему? (домашнее задание)
2. Государственная граница России
А) Используя рубрику «Это интересно» в конце раздела 2 «Географическое положение России» учебника, учащиеся знакомятся с понятиями: «государственная граница и её виды», «территориальные воды», «состав территории государства».
Обратите внимание: Россия имеет наибольшее число пограничных государств.
Б) Показ государственной границы на карте «Политико- административное деление России», название государств, граничащих с Россией (подписать их на контурной карте)
Дополнительные интересные вопросы:
- С каким государством Россия имеет самую протяжённую границу (Казахстан,7200км), а с каким самую маленькую ( Северная Корея, 17км)
- Перечислить государства, имеющие с Россией только морскую границу ( Япония, США)
3. Интересные объекты на карте России (показ на « Физической карте России», нанесение на контурную карту, показ слайдов этих объектов)
- самый большой остров Сахалин
- самый большой полуостров Таймыр
- самый большой архипелаг Новая Земля
- самое большое и глубоководное море Берингово
- самое маленькое и мелководное море Азовское
- самая длинная река Обь ( с Иртышом)
- самая полноводная река Енисей
- самое пресноводное море Балтийское
- самое чистое море Чукотское
- самое холодное море Карское
- самое глубокое озеро Байкал
- самое большое по площади озеро Каспийское
- самоё тёплое море Чёрное
- самые высокие горы Кавказские
- самая высшая точка г. Эльбрус
- самые низкие горы Хибины
- самые высокие приливы Пенжинская губа ( залив Шелихова Охотского моря)
- самый высокий действующий вулкан Ключевская сопка
- самое солёное озеро России
- самое низкое место Прикаспийская низменность
- самое холодное место г. Оймякон и г. Верхоянск
(показ интересных объектов на России)
Сегодня на роке мы с вами познакомились с особенностями физико-географического положения нашей Родины.
Работа в парах.(3-5 минут)
Оцените в чём преимущества и недостатки географического положения России. Найдите плюсы и минусы.
Презентация работы в парах.
Домашнее задание: § учебника, отработка умений показа объектов на карте России.
Используемая литература:
- Петрова Н.Н., Максимова Н.А. «География. Природа и народы России», М.: «Мнемозина», 2009.
- Якуш Н.Г. «Занимательная география», Минск: «Народная асвета», 1967.
- Зубанова С.Г., Щербакова Ю.В. «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8классы», М.: «Глобус», 2009.
- Дубанов И.С. «Игры на уроках географии», Чебоксары: «Клио», 1999.
Интернет ресурсы: 7 travel.ru; Russia – photo.ru; ru.wikipedia org.; geograf – portal.ru.