(из опыта работы дополнительной образовательной услуги «Изонить»)
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Комарова Т.С. выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, то есть в технике «изонить». Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки. Изделия выполняются быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.Результат, как правило, виден уже на первом занятии, что очень важно для самих ребят и неожиданно радостно для их родителей.
В процессе работы в технике «изонить» развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
- Художественные способности и эстетический вкус.
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь изонить позволяет сделать подарок своими руками.
Данная техника может быть использована на занятиях в детском саду, осуществление которой в комплексе с другими видами художественной деятельности может быть эффективной в развитии творческих способностей старших дощкольников.
Поэтому, мною было решено организовать дополнительную образовательную услугу «Волшебная изонить». На начальном этапе своей работы использовала рекомендации, взятые в методических пособиях «Техника изонити для дошкольников» (автор Гусарова Н.Н.), «Волшебные ниточки»: Пособие для занятий с детьми» (авторы А.В.Белошистая, О.Г.Жукова), постепенно программа дополнялась различными собственными идеями.
Программа дополнительной образовательной услуги рассчитана на два года. Первый год дети осваивают технику вышивания угла, второй год – вышивание окружности. Занятия велись 4 раза в месяц, по подгруппам (5-6 человек). Длительность - до 30 минут.
Цель программы: формирование художественных способностей дошкольников и стимулирование их к творчеству через технику «изонить»
Тематика занятий была составлена по принципу «От простого к сложному».
Научиться изображать в технике «изонити» различные углы легче, чем окружности. Поэтому сначала дети учились изображать один угол. Дети вышивали угол и дорисовывали детали, например, шляпка грибочка вышивалась, ножка дорисовывалась или хвост птички выполняли в технике «изонить», а туловище, голова, крылья - дорисовывались. Аналогично выполняли различные по тематике работы: «Морковка», «Рыбка», «Зонтик» <рисунок1-9>.
Затем осваивались композиции из двух и трёх отдельных углов. Детям предлагалось из нескольких углов создать предмет, например, «Ваза» <рисунок10>, «Ёлочка» <рисунок11>, «Узор на закладке» <рисунок12>.
На первоначальном этапе постепенно дети подводились к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка. Постепенно, когда навык выполнения углов стал устойчивым, задания усложнялись.
Дети знакомились со смежными углами, имеющими одну общую вершину <рисунок13-16>.
Осваивали выполнение углов с общими сторонами, так дети в технике «изонить» изображали «Змейку» <рисунок17>.
Создавали образы путём наложения углов друг на друга. Выполнили такие работы, как «Бабочка» <рисунок18>, «Кубик-рубик» <рисунок19>, «Домик» <рисунок20>, «Василёк» <рисунок21>.
После того, как дети научились изображать углы и моделировать с их использованием образ, стали выполнять окружности в технике изонити.
Сначала дети осваивали правила и последовательность работы над окружностью. Дошкольники вышивали предметы круглой формы, например, «Мячик» <рисунок22>, «Солнышко» <рисунок23>; предметы, состоящие из разных по величине окружностей, например, «Цыплёнок» <рисунок25> , «Снеговик» <рисунок27>.
Затем постепенно задание усложнялось, они создавали образ из углов и окружностей. Так чтобы получить изображение клоуна, детям нужно было выполнить в технике «изонить» колпак – угол и лицо – окружность <рисунок37> или чтобы выполнить изображение снежинки - дети вышивали сначала круглую основу, а затем лучики-уголочки <рисунок32>.
Если на первом году обучения дети работу вышивали одно-два занятия, то на втором году обучения создание образа занимало 5-6 занятий.
Выполняя работу в технике изонити, дети испытывали свои возможности и проявляли изобразительные способности, за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета, применение других материалов для интегрирования.
На занятиях широко применялись показ способов работы, игровые приемы, сюжетные моменты, загадки. Дети с большим азартом выполняли творческие задания. Так, предлагалось по-своему украсить снеговика <рисунок27-31>, снежинку <рисунок32-34>, портрет клоуна <рисунок37-39>, паука <рисунок40-42>; выполнить работу, используя холодные или тёплые оттенки ниток <рисунок23-24>, <рисунок32-34>.
Детские работы украшали интерьер детского сада, создавались выставки <рисунок43>.
Дети своими руками мастерили подарки родным и близким <рисунок12>, <рисунок44-47>.
Результатом моей работы по реализации программы дополнительной образовательной услуги «Изонить» стали творческие работы детей, выполненные в конце обучения <рисунок48-68>. Детям предлагалось сначала нарисовать свою картинку, а затем выполнить в технике «изонить, а затем по-своему украсить работу (дорисовка, различные виды аппликации, применение различных материалов для интеграции). Творческие работы показали, что полученные знания, умения и навыки дети сумели применить в изонити. Создавая свои работы, видя результат своей работы, дети ощущали сильные положительные эмоции, в них «просыпались» творческие способности и возникало желание жить «по законам красоты».
Можно сделать вывод, что проведение занятий дополнительных образовательных услуг по изонити положительно влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.