Цель: создать условия для знакомства с историей возникновения различных видов декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
- Познакомить с техниками декоративно-прикладного искусства (ганутель, оригами, миллифиори, квилинг, гобелен, и др.)
- Развивать познавательную и творческую активность.
- Обобщать знания и умения, полученные на занятиях в творческой мастерской.
Подготовка к мероприятию: поисковая работа воспитанников, изготовление работ в различных техниках по теме мероприятия.
Наглядные пособия: образцы работ воспитанников в различных техниках
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,аудиозаписи:П.И. Чайковский «Вальс цветов»,инструментальная музыка разных стран.
Форма проведения: презентация творческой мастерской.
Ход занятия
(Звучит музыка. В зал входит ребенок, исполняющий роль корреспондента).
Корреспондент- Внимание! Внимание! В прямом эфире молодежный канал. Сенсация! Обнаружена географическая аномалия. В отделении приема и социальной реабилитации несовершеннолетних появился таинственный островок. Говорят, что жители этого островка творят чудеса. До сегодняшнего момента никто и ничего об этом островке не знал. Сегодня мы попытаемся попасть на этот островок и узнать о нем и его жителях как можно больше. Вот только как это сделать? У кого спросить? (Оглядывается по сторонам, видит входящих в зал девочек) Спрошу у этих девочек (обращаясь к ним) Здравствуйте! Я корреспондент молодежного телеканала. Скажите, пожалуйста, что это за островок у вас появился, нашим зрителям очень интересно узнать, а лучше увидеть своими глазами.(Слайд 1-3)
Девочка 1- Как? Вы не знаете?
Корреспондент - Нет?!?
Девочка 1-У нас в отделении есть островок творчества - самое интересное и загадочное место.
Корреспондент - Чем же оно так интересно?
Девочка 2- Я вам сейчас расскажу. (Слайд 4). Жители нашего островка очень часто путешествуют по миру. Из путешествия каждый «привозит» для себя что-то новое, необычное, багаж знаний. Из последнего путешествия мы привезли очень красивые, необычные цветы. Они достойны стихов, песен, легенд и преданий.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом всех, кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом
Тех друзей, что навсегда ушли.
Да что говорить. Предлагаю посмотреть то, чему мы научились.
Девочка 1- (Слайд 5). Были мы в Китае. Познакомились с традиционным и самым популярным видом народного творчества – китайскими бумажными вырезками. Красота китайских вырезок покоряет своей ювелирностью, четкими линиями.
Девочка 2(Слайд 6)- Кроткая, застенчивая, скромная – вот самые распространенные эпитеты фиалки. В сказании латышской писательницы Анны Саксе фиалкой является маленькая, очаровательная скрипачка. Волшебные звуки её скрипки может услышать всякий, имеющий нежное, любящее сердце и добрый, покладистый характер. (Дарят изделие гостям)
Девочка 1(Слайд 7)-. В Англии учились технике квилинга. Квилинг переводится как «птичье перо». Именно на кончики птичьих перьев средневековые дамы накручивали бумагу с позолоченными краями. Такие изделия выглядели очень красиво.
Девочка 2(Слайд 8.)- Первые письменные упоминания о тюльпане относят к 11 веку. Его изображения были обнаружены в рукописной Библии того времени. В ранних литературных произведениях Персии цветок был назван «дюльбаш», или тюрбан. Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, бутон не раскрывался. Но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик, и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в 12 веке, но луковицы садовых сортов завезены в 1702 г. из Голландии Петром I. (Дарят изделие гостям)
Девочка 1(Слайд 9) - Во Франции знакомились с техникой шпалера, или гобелен. Это безворсовый ковёр с сюжетной композицией, вытканный вручную. Своё название ковры получили от известных красильщиков Гобеленов. В XVII веке мануфактура Гобеленов и ряд частных мастерских были объединены в королевскую мануфактуру, которая действует и в настоящее время в предместье Сен-Марсель.
Девочка 2(Слайд 10). - По легенде богиня Флора раздаривала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый – пребелый костюм. Но снег тоже хотел принять участие в карнавале. Он стал упрашивать растения поделиться одеянием с ним. Боясь холода, цветы не откликнулись на его просьбу, только подснежник укрыл его своим костюмом. Снег и подснежник подружились и стали неразлучны. Говорят, если прислушаться, можно услышать звон его прозрачных колокольчиков, они будят спящую природу. (Дарят изделие)
Девочка 1(Слайд 11) - Были в древнем Риме, а затем во Франции. Знакомились с историей бумажной куклы. Самые первые модные куклы появились во Франции в 18 веке. В нашей мастерской из обычных бумажных салфеток рождаются вот такие куклы.
Девочка 2(Слайд 12) - По легенде красивый молодой юноша Нарцисс отверг любовь нимфы и она перед смертью прокляла его: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». В жаркий полдень Нарцисс наклонился попить из ручья и увидел своё отражение в нем. Никогда не встречал он такой красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, опуская руки в воду, чтобы обнять своё отражение, но все тщетно. Нарцисс перестал есть, пить и таял на глазах, пока не исчез бесследно. А у ручья вырос душистый белый цветок холодной красоты. (Дарят изделие)
Девочка 1(Слайд 13) - Недавно были на острове Мальта в Средиземном море. Цветы мы видели всякие, но с этой техникой не встречались. Всего-то и нужно – нитки, проволока и чуть-чуть фантазии. Это техника «ганутель». В настоящее время эта техника сохранилась в монастырях Мальты, местные монахини делают эти красивые цветы для украшения алтаря.
Девочка 2(Слайд 14) - По легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Полюбила юношу коварного, но он вскоре уехал, обещая вернуться. Долго Анюта смотрела на дорогу и тихо угасла от тоски. А у дороги выросли цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль. Это русская легенда. Римляне в цветах, похожих на пытливые личики, усматривали излишне любопытных людей. (Дарят изделие)
Девочка 1(Слайд 15) - В Италии познакомились с техникой миллифиори. Это декоративный приём, придуманный древними римлянами, впоследствии использовался венецианскими мастерами. Технология проста: несколько ярко окрашенных стеклянных палочек соединяют в пучок, сваривают и растягивают до тех пор, пока не получится тонкий пестрый «стволик». Затем его рассекают на небольшие отрезки и прессуют их в различные формы. Мы используем в работе пластилин. Вот такие вазы мы сделали в этой технике с цветочным орнаментом.(Слайд 16) О гвоздике первое упоминания относятся к 13 в. Она символ свободы, правды, отваги. В народе гвоздику зовут полевыми слёзками, искорками, звездочками и девичьей травой. (Дарят изделие)
Девочка 2(Слайд 17) - У всех в детстве были любимые мягкие игрушки. Первые упоминания об игрушках встречаются в книгах античного мира, игрушки изображали на фресках и сосудах. Игрушки древнего Египта датируются серединой 3 в. до н.э. Много игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи (79г. н.э.). В 16 веке возникло ремесло изготовления кукол на заказ. Игрушка до конца 19 в. сохраняет декоративно-прикладной характер.
Девочка 1(Слайд 18) - Чертополох является элементом герба Шотландии. В Шотландии есть легенда. Враги под покровом ночи окружили лагерь шотландских воинов, но один из противников наткнулся в темноте на чертополох, вскрикнув от боли и неожиданности, он встревожил шотландцев, которые оказали мощное сопротивление и одержали победу над врагом.(Дарят изделие)
Девочка 2(Слайд 19) - Мир вещей вокруг нас разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это пластиковые бутылки, крышки, пробки, старые диски и т.д. Если хорошенько посмотреть вокруг, то таким вещам можно найти применение.
Девочка1 ( Слайд 20) - По легенде ромашки в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется дождик- гномик укроется ромашкой, как зонтом, и шагает по степи. А ещё ромашки похожи на удивлённые глаза. Смотрят ромашки на небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Утомятся и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. (Дарят гнома с ромашкой)
Девочка 2(Слайд 21) - В Японии познакомились с искусством оригами. Знаете как интересно! Все как в сказке! Раз - и из листа бумаги получается то фигура лисы, то цветок, а то и шар. Фигурное складывание из бумаги появилось в 593 году, широкое распространение оригами получило в 794 г. В 1890-х годах японское правительство внедрило систему дошкольного образования, и оригами нашлось в ней место в качестве способа развивать координацию рук и мозга. Этому искусству обучают детей, и по сей день. Из листа бумаги получаются вот такие цветы.
Девочка 1(Слайд 22) - Существует легенда о гладиолусе. Жестокий римский полководец захватил в плен двух друзей, фракийских воинов, и приказал превратить их в гладиаторов. Когда друзья отказались биться, их предали смерти. Как только тела воинов коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели гладиолусы, которые являются символом дружбы, верности, памяти и благородства (Дарят изделие)
Девочка 2(Слайд 23) - Где бы мы ни были, но лучше родной земли нет. Существует легенда. Однажды путешественник в чужой стране отведал кушанье из листьев лотоса, забыл о матери, о родине, прельстился красотами чужой земли. Долго ждала его мать и попросила прохожего гусляра отнести сыну букет незабудок. Нашел гусляр на чужбине путешественника, запел ему колыбельную песню матери. Вспомнил вдруг юноша родную землю, попросил гусляра путь указать, а тот протянул ему букет незабудок. «Не забудь! Не забудь!» - шептали цветы. По незабудкам и песням нашел юноша дорогу домой, и мать его простила. Незабудка является символом памяти, вечной любви и дружбы. (Дарят панно «Незабудки»)(Слайд 24)
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».Слайд 25)
Девочка 1
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.
(Воспитанники дарят всем гостям цветы, выполненные на занятиях в творческой мастерской. Всех приглашают на мастер-класс.)
(слайд 26.)