Цель: отрабатывать практические навыки в определении рода имен существительных..
Задачи:
- Вырабатывать углубленное понимание трех родов имен существительных.
- Развивать мышление.
- Развивать речь учащихся.
- Формировать умение самопроверки и взаимопроверки.
- Воспитывать уважение к интересам товарищей.
- Воспитывать аккуратность, прилежание.
Оборудование: карточки с частями речи.
Наглядность: анаграммы, памятки с названием частей текста.
1. Орг. Момент.
2. Повторение.
- Ребята, расшифруйте анаграмму, записанную на доске: ИЧАТС ИЕРЧ.
- Части речи.
- Молодцы! Какие части речи вы знаете?
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
- Сейчас я назову характерные признаки частей речи, а ваша задача - определить, к какой части речи относится данное слово.
- Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
- Глагол!
- Это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.
- Предлог!
- А теперь вы назовите признаки не названных мною частей речи.
Ответы детей.
- Первое задание: из группы слов, написанных на доске, записать в тетрадь только имена существительные:
Улица, бежать, весёлый, пою, Матвей, тяжёлый, спокойное, яблоко, работают, пенал.
Проверка задания.
- Что мы можем определить у имен существительных?
- Число, род.
Физкультминутка.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке, ребята, мы будем тренироваться в определении рода имен существительных.
4. Закрепление.
Отгадайте загадки, напишите в тетрадь отгадки.
Без крыльев,
А летит,
Без языка,
А говорит. Письмо
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. Мел.
Кто говорит молча? Книга.
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадает. Календарь.
Гляжу я в окошко -
Ходит чёрная кошка. Ночь.
Скатерть бела
Весь мир одела. Зима.
С неба - звездой,
На ладошку - водой. Снег.
Определите род имен существительных.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу своего товарища.
Следующее задание.
Прочитайте слова. На сколько групп мы можем их распределить? Укажите признак, по которому делили слова на группы.
Ручей, шапка, козел, прибой, железо, лето, театр, бабушка, каток, море, жираф, лошадь, весна, бревно, Мурка, Дружок.
- Можно разделить на 2 группы - одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Другой вариант - 2 группы - собственные и нарицательные имена существительные.
- Ещё один вариант - 3 группы - деление по родам имен существительных.
Запишите данные имена существительные, разделив их на 3 группы. Каждую в отдельный столбик. (Дети выполняют задание).
Дополните каждую группу одним словом.
Физкультминутка.
- Молодцы. А теперь нам, ребята, нужно помочь Незнайке вставить подходящие по смыслу слова.
?
Хорош пруд около нашего : . К пруду ведёт узкая : . На берегу стоит резная : . Рядом с прудом растёт кудрявая : и крепкий : . : в пуду прозрачная, гладкая. В тихой воде иногда мелькнёт : .
- Какое название мы дадим этому рассказу?
- Пруд.
- Списывание текста с комментированием.
- Назовите слова, которые мы вставили в текст. Чем они похожи?
- Это имена существительные.
- Определите род данных имен существительных и надпишите над ними соответствующие обозначения.
Проверка работы учащихся.
5. Итог урока.