Тип урока: Урок-путешествие.
Цели и задачи урока:
- формировать умение анализировать и решать задачи на равномерное движение;
- закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием);
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать мыслительные операции;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, смайлики для рефлексии.
План урока:
- Организационный момент. Приветствие учащихся.
- Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
- Подготовка к основному этапу занятия. Устный счёт.
- Основная часть урока. Закрепление знаний и способов действий.
- Физкультминутка.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Д. Пойа
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем учиться решать задачи на движение, а для этого отправимся в путешествие по удивительной математической стране Вычисляндии.
На каком транспорте лучше всего путешествовать по стране Вычисляндии?
(Учащимся предлагается придумать название средства передвижения. После обсуждений выбирается самое удачное или предложенное учителем – «матемобиль»).
Учитель: В путешествие на матемобиле мы отправляемся по маршруту, указанному на карте. (Карта раздается каждому ученику).
III. Подготовка к основному этапу занятия. Устный счёт.
Учитель: Перед отправкой в математическую страну вы должны узнать номер и занять своё место в матемобиле. Для этого выполните вычисления и займите соответствующее место.
(На партах карточки с номерами: 500, 630, 990, 880, 350, 560, 510. Дети разбиваются на пары таким образом, чтобы в каждой паре оказался сильный ученик и послабее).
Задания на карточках:
- 140 : 7 * 25
- 180 : 6 *21
- 270 : 9 * 33
- 160 : 4 *22
- 250 : 5 * 7
- 240 : 6 * 14
- 210 : 7 * 17
- 125 * 2 * 2
- 540 : 6 * 7
- 33 * 3 * 10
- 11 * 8 * 10
- 400 : 8 * 7
- 280 : 4 * 8
- 150 : 5 * 17
IV. Основная часть урока. Закрепление знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, для того чтобы попасть в пункт назначения, надо вычислить скорость, с которой мы будем двигаться.
Учащиеся работают в парах, задания А) рассчитаны на сильных учеников, задания Б) – средней сложности.
Задание 1.
А) Из двух посёлков, расстояние между которыми 78 км, вышли одновременно навстречу друг другу 2 лыжника и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со средней скоростью 12км\ч С какой средней скоростью шёл второй лыжник?
Б) Расстояние 42 км лыжник проехал за 3 часа. С какой средней скоростью двигался лыжник?
Учащиеся решают задачи и объявляют скорость движения, с которой класс стартует в страну ВЫЧИСЛЯНДИЮ.
Учитель: Ребята, мы прибыли в математическую страну, но время пребывания в ней ограничено. Для того, чтобы его вычислить, надо решить следующие задачи.
Задание 2.
А) Из двух поселков, расстояние между которыми 78 км, одновременно навстречу друг другу вышли 2 лыжника. Первый их них шёл со средней скоростью 12 км\ч, а второй – 14 км\ч. Через сколько часов лыжники встретились? (3 ч)
Б) Лыжник вышел из поселка со средней скоростью 12 км/ч и проехал 36 км. Сколько времени он был в пути? (3 ч)
Проверка решения задач. (Ответ: 3 часа)
Учитель: Эти 3 условных часа вам дается на то, чтобы, выполнив определённые задания, вы узнали девиз математической страны Вычисляндии. Чтобы получить первые фрагменты высказывания, необходимо решить уравнения.
Задание 3.
1 вариант:
- к* 9 = 130 + 140
- в : 6 = 200 – 120
- 164 – с = 720 : 9
2 вариант:
- Х * 7 = 130 + 150
- у : 8 = 310 – 280
- а – 207 = 640 : 8
Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
За правильное решение уравнений дети получают фрагмент девиза.
1 вариант «Чтобы научиться плавать,…»
2 вариант «Чтобы научиться решать задачи, …»
V. Физкультминутка.
Учитель:
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
Чтоб с пути нам не свернуть,
Мы любой осилим путь!
(Дети имитируют слова движениями)
– А если тропинка лесная? (– А мы ножками: топ-топ-топ!)
– А если сугробы глубокие? (– А мы на лыжах: шик-шик-шик!)
– А если речка замершая? (– А мы на коньках: вжик-вжик-вжик!)
– А если горка высокая? (– А мы на санках: у-уть, у-уть!)
– А если дорога широкая? (– А мы на машине: ж-ж-ж!)
– А если рельсы железные? (– А мы на поезде: чух-чух-чух!)
– А если чаща дремучая? (– А мы на самолете: у-у-у!)
Задание 4
Найди значение выражений (с.12 № 65, учебник …..)
1 вариант
- 8 070 * 600
- 5 010 – 15 900 : 100 + 786
2 вариант
- 9 800 * 30
- 30 200 – 7 020 : 10 * 3 + 68
За правильное решение примеров дети получают вторую часть девиза
1 вариант – «решай их»,
2 вариант – «смело входи в воду».
Учитель: А теперь возвращаемся в школу, расстояние до которой нам необходимо вычислить, решив следующую задачу:
Задание 5
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со средней скоростью 12 км\ч, а второй – 14 км\ч. Найди расстояние между поселками.
Учащиеся выполняют задание и «возвращаются» в класс.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы совершили небольшое путешествие, в котором нам помогли навыки решения задач на движение.
Теперь мы твёрдо знаем:
а) чтобы вычислить скорость, нужно V=S:t
…
б) чтобы вычислить время, нужно t=S:V
…
в) чтобы вычислить расстояние, нужно … S=V*t
Учитель: Используя формулы, заполните таблицу:
Скорость | Время | Расстояние |
17 км/ч | 3 часа | ? |
83 км/ч | ? | 332 км |
? | 2 часа | 48 км |
Проверка заполнения таблицы.
VII. Рефлексия.
Учитель: А теперь вам предстоит самим оценить свою работу на уроке.
Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, выбрав и прикрепив цветные карточки со смайликами на доске, соответствующие их самооценке.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята! А теперь по два представителя от каждого варианта выйдите с фрагментами высказывания.
Учащиеся поднимают фрагменты высказывания, а класс составляет девиз математической страны Вычисляндии.
Учитель: Что получилось?
Дети (хором):
«Если хочешь научиться плавать – смело входи в воду.
Если хочешь научиться решать задачи – решай их!»
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Этот девиз можно отнести к любому уроку математики.
IX. Домашнее задание.
составить задачу на вычисление расстояния, и две обратные задачи к ней.