Решение задач на движение. 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Урок-путешествие.

Цели и задачи урока:

  • формировать умение анализировать и решать задачи на равномерное движение;
  • закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием);
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать мыслительные операции;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, смайлики для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
  2. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
  3. Подготовка к основному этапу занятия. Устный счёт.
  4. Основная часть урока. Закрепление знаний и способов действий.
  5. Физкультминутка.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Д. Пойа

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем учиться решать задачи на движение, а для этого отправимся в путешествие по удивительной математической стране Вычисляндии.

На каком транспорте лучше всего путешествовать по стране Вычисляндии?

(Учащимся предлагается придумать название средства передвижения. После обсуждений выбирается самое удачное или предложенное учителем – «матемобиль»).

Учитель: В путешествие на матемобиле мы отправляемся по маршруту, указанному на карте. (Карта раздается каждому ученику).

III. Подготовка к основному этапу занятия. Устный счёт.

Учитель: Перед отправкой в математическую страну вы должны узнать номер и занять своё место в матемобиле. Для этого выполните вычисления и займите соответствующее место.

(На партах карточки с номерами: 500, 630, 990, 880, 350, 560, 510. Дети разбиваются на пары таким образом, чтобы в каждой паре оказался сильный ученик и послабее).

Задания на карточках:

  • 140 : 7 * 25
  • 180 : 6 *21
  • 270 : 9 * 33
  • 160 : 4 *22
  • 250 : 5 * 7
  • 240 : 6 * 14
  • 210 : 7 * 17
  • 125 * 2 * 2
  • 540 : 6 * 7
  • 33 * 3 * 10
  • 11 * 8 * 10
  • 400 : 8 * 7
  • 280 : 4 * 8
  • 150 : 5 * 17

IV. Основная часть урока. Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, для того чтобы попасть в пункт назначения, надо вычислить скорость, с которой мы будем двигаться.

Учащиеся работают в парах, задания А) рассчитаны на сильных учеников, задания Б) – средней сложности.

Задание 1.

А) Из двух посёлков, расстояние между которыми 78 км, вышли одновременно навстречу друг другу 2 лыжника и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со средней скоростью 12км\ч С какой средней скоростью шёл второй лыжник?

Б) Расстояние 42 км лыжник проехал за 3 часа. С какой средней скоростью двигался лыжник?

Учащиеся решают задачи и объявляют скорость движения, с которой класс стартует в страну ВЫЧИСЛЯНДИЮ.

Учитель: Ребята, мы прибыли в математическую страну, но время пребывания в ней ограничено. Для того, чтобы его вычислить, надо решить следующие задачи.

Задание 2.

А) Из двух поселков, расстояние между которыми 78 км, одновременно навстречу друг другу вышли 2 лыжника. Первый их них шёл со средней скоростью 12 км\ч, а второй – 14 км\ч. Через сколько часов лыжники встретились? (3 ч)

Б) Лыжник вышел из поселка со средней скоростью 12 км/ч и проехал 36 км. Сколько времени он был в пути? (3 ч)

Проверка решения задач. (Ответ: 3 часа)

Учитель: Эти 3 условных часа вам дается на то, чтобы, выполнив определённые задания, вы узнали девиз математической страны Вычисляндии. Чтобы получить первые фрагменты высказывания, необходимо решить уравнения.

Задание 3.

1 вариант:

  • к* 9 = 130 + 140
  • в : 6 = 200 – 120
  • 164 – с = 720 : 9

2 вариант:

  • Х * 7 = 130 + 150
  • у : 8 = 310 – 280
  • а – 207 = 640 : 8

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

За правильное решение уравнений дети получают фрагмент девиза.

1 вариант «Чтобы научиться плавать,…»

2 вариант «Чтобы научиться решать задачи, …»

V. Физкультминутка.

Учитель:

Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
Чтоб с пути нам не свернуть,
Мы любой осилим путь!

(Дети имитируют слова движениями)

– А если тропинка лесная? (– А мы ножками: топ-топ-топ!)

– А если сугробы глубокие? (– А мы на лыжах: шик-шик-шик!)

– А если речка замершая? (– А мы на коньках: вжик-вжик-вжик!)

– А если горка высокая? (– А мы на санках: у-уть, у-уть!)

– А если дорога широкая? (– А мы на машине: ж-ж-ж!)

– А если рельсы железные? (– А мы на поезде: чух-чух-чух!)

– А если чаща дремучая? (– А мы на самолете: у-у-у!)

Задание 4

Найди значение выражений (с.12 № 65, учебник …..)

1 вариант

  • 8 070 * 600
  • 5 010 – 15 900 : 100 + 786

2 вариант

  • 9 800 * 30
  • 30 200 – 7 020 : 10 * 3 + 68

За правильное решение примеров дети получают вторую часть девиза

1 вариант – «решай их»,

2 вариант – «смело входи в воду».         

Учитель: А теперь возвращаемся в школу, расстояние до которой нам необходимо вычислить, решив следующую задачу:

Задание 5

Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со средней скоростью 12 км\ч, а второй – 14 км\ч. Найди расстояние между поселками.

Учащиеся выполняют задание и «возвращаются» в класс.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершили небольшое путешествие, в котором нам помогли навыки решения задач на движение.

Теперь мы твёрдо знаем:

а) чтобы вычислить скорость, нужно V=S:t

б) чтобы вычислить время, нужно t=S:V

в) чтобы вычислить расстояние, нужно … S=V*t

Учитель: Используя формулы, заполните таблицу:

Скорость Время Расстояние
17 км/ч 3 часа ?
83 км/ч ? 332 км
? 2 часа 48 км

Проверка заполнения таблицы.

VII. Рефлексия.

Учитель: А теперь вам предстоит самим оценить свою работу на уроке.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, выбрав и прикрепив цветные карточки со смайликами на доске, соответствующие их самооценке.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята! А теперь по два представителя от каждого варианта выйдите с фрагментами высказывания.

Учащиеся поднимают фрагменты высказывания, а класс составляет девиз математической страны Вычисляндии.

Учитель: Что получилось?

Дети (хором):

«Если хочешь научиться плавать – смело входи в воду.

Если хочешь научиться решать задачи – решай их!»

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Этот девиз можно отнести к любому уроку математики.

IX. Домашнее задание.

составить задачу на вычисление расстояния, и две обратные задачи к ней.